Часть I. Как добраться до Цейлона

Расстояние от Харькова до столицы Шри-Ланки Коломбо составляет около 8
000 километров, а его преодоление, с учетом разницы в часовых поясах,
занимает более суток…

Фотогалерея: Чайные плантации Цейлона

В Шри-Ланку, она же остров Цейлон, можно добраться из Киева и из Москвы. Из Москвы дешевле, даже при том, что стоимость дороги до российской столицы также весьма немаленькая: купейный билет на фирменный поезд Харьков-Москва обходится примерно в $ 100. Стоимость же перелета Москва-Коломбо с пересадкой в Катаре, Дубае или Абу-Даби колеблется в пределах от 1 000 до 1 200 долларов в оба конца если лететь самолетами одной и той же авивакомпании. В противном случае, расходы возрастут процентов на 25-30. Мы выбрали рейс «Эттихад Эйрлайнз» через столицу Эмиратов.

…Вылет из Москвы в Абу-Даби, где нам предстояла пересадка на самолет до Коломбо, задержали на полтора часа. К тому времени, когда группа руссо-туристо и немногих затесавшихся среди них  бизнесменов и командировочных вроде нас  собралась у третьего «гейта» на посадку, самолет лишь прибыл в Москву встречным рейсом. Так что пришлось подождать. Ну и ладно, нашему человеку ждать не впервой, тем более, что в процессе ожидания удалось развлечься созерцанием индонезийской делегации, прибывшей в Москву словно с карнавала: колоритные национальные костюмы, экзотические прически – жаль, что в здании аэропорта нельзя фотографировать.

Вообще,  с фото- и видеосъемкой в этой поездке не везло просто катастрофически. Из всего, что планировалось запечатлеть на камеры, по разным причинам удалось снять едва ли четверть. Так что, увы, картинок будет маловато.

Между тем, посадку открыли и по небольшому коридору пассажиры направились прямиком на борт лайнера. Знаете, есть в некоторых аэропортах вместо трапа такой «аппендикс», торчащий из стены на уровне второго этажа и завершающийся резиновой губкой? Вот через него и ведется посадка. Намного удобнее, чем стоять в аэропортовом автобусе, ожидая, пока соберутся все отлетающие, затем с черепашьей скоростью ехать несколько сот метров по летному полю, чтобы в завершении потолкаться в самолете с другими пассажирами  в узком проходе между рядами кресел. А так – все цивильно и комфортно: сначала запустили пассажиров, летящих в хвостовой части, затем тех, кто поближе к кабине пилотов, и никто никому не мешал.

Здесь уместно маленькое лирическое отступление, посвященное приобретению авиабилетов с использованием передовых технологий. Помню как за пару недель до этой командировки, одна из моих коллег носилась с энергией кометы по офису, занимая деньги, чтобы в срочном порядке отправить их подруге, застрявшей в аэропорту при посадке на рейс с неоплаченным электронным билетом. Электронный билет – это обычная черно-белая распечатка на принтере в котрой указано, что якобы имярек оплатил билет на рейс из точки А в точку Б. Как вы должно быть уже догадались, коллегина подруга деньги отправила, а авиакомпания их не получила. Вот и вышло, что с листком формата А4 на рейс подругу не пустили, потребовав внести сумму оплаты повторно. Уж не знаю, какие аргументы приводили стороны, но коллегину подругу все же доставили к месту назначения под гарантии оплаты стоимости билета, который в итоге обошелся вдвое дороже номинальной стоимости. Куда делись деньги, отправленные  с «Визы» так никто и не узнал. И, думаю, что никогда не узнает.

В нашем случае, никаких проблем с оплатой не возникло: мы назвали фамилии молодому человеку за стойкой регистрации, и без всяких распечаток он дал нам пару самых настоящих авиабилетов из Москвы в Абу-Даби и еще пару (тоже настоящих) – из Абу-Даби в Коломбо. Но места… Места нам дали прямо скажем не самые лучшие и даже не рядом (ну и зачем нужен переводчик, если она сидит в двух рядах от меня да еще и на противоположной стороне? Придется срочно учить английский, иначе вместо обеда арабскую фигу принесут).

Так что первый вывод, сделанный мной из этой поездки – билеты нужно покупать не в турагентствах, а в кассах авиакомпаний, где на руки выдают не бумажку из принтера, а сразу полноценный билет с указанием места, которое можно выбрать заранее. Второй вывод – учи английский и будет тебе счастье. А также обед, ужин и дополнительная порция напитков в самолете.

В общем, сел в самолет. Место «посередине». Для тех, кто не летал: в самолетах кресла расположены по 6 ряд с проходом между третьим и четвертым. Места «посередине» (2 и 5, они же B и Е) самые неудобные – ни в иллюминатор посмотреть, ни в выйти из ряда.

Пока командир представлялся экипажу, а стюардессы рассказывали о том, что нужно сделать, чтобы в случае аварии ваше тело нашли красивым и немного целым, изучил все, что шейхи придумали для моего комфортного пребывания на борту их самолета. Про кнопочки вызова стюардесс, лампочки и прочую дребедень в потолке писать не буду, они есть даже в автобусе «Харьков-Киев», но ни там, ни  в арабском «Боинге» стюардессы на мигание лампочек не откликаются. Все ж не собаки Павлова.

Куда интереснее сенсорная панель, вмонтированная в спинку впереди стоящего кресла. Она подвижна, что оставляет возможность выбрать оптимальный угол наклона даже тогда, когда впереди сидящий пассажир решил сладко вздремнуть, откинув спинку своего сидения. Панель позволяет взглянуть на мир за бортом через объективы камер под кабиной пилотов (особенно интересно при взлете и посадке), отследить движение самолета по маршруту, изучить статистику полета или просто посмотреть кино или  в игрушки поиграться.

Взлетели. Как-то все вышло плавно и почти незаметно. Двумя неделями ранее летел из Москвы в Новосибирск – было куда увлекательнее и экстремальней. А тут – постояли чуть-чуть, потом набрали скорость и мягенько так – вжик –  и в небесах. Ни вибрации, ни поскрипываний фюзеляжа. Даже скучно как-то. Тем более, как показал мой небогатый опыт перелетов, ничего интересного до посадки уже не будет.  Разве что в зону турбулентности попадем – очень увлекательная штука – самолетик кидает вверх вниз так, что только ремень безопасности удерживает от удара головой о кнопку вызова стюардессы. С турбулентностью на этот раз не повезло – развлекался  с мультимедийной панелькой.

В игрушки поиграться не смог, поскольку джойстик, вмонтированный  в подлокотник моего кресла, конечно же не работал (really sorry проводницы работоспособности прибору не добавили). Что ж, решил учить английский уже сейчас и посмотрел «Робин Гуд»  с Расселом Кроу на английском языке. В принципе, чтобы понять смысл картины, знать язык оказалось необязательно. Следом посмотрел кино на арабском. Тоже в принципе все понял. Может я полиглот? Нет – щебет стюардессы мне по-прежнему непонятен.

Сенькнул ей в ответ и взял протянутую мне бумагу. О! Это ж меню! На обед предлагают три вида горячего на выбор (что-то грузинское, макароны с курицей и рис с рыбой), а также салаты и прочие съедобные мелочи (без выбора). В качестве аперитива взял стакан томатного сока (предлагали и виски, но я алкоголь не люблю).

Покормили вкусно. После подали чай: качество так себе. Попросил у стюардессы чашку кипятка, заварил Афтернун.  Седовласый джентльмен (швед? датчанин? и что это он вообще через Москву  в Эмираты летит?)  попросил такой же. Стюардесса удрученно покачала и что-то ответила по-немецки. Думаю, что-то вроде: «Извините, но наша служба обеспечения сработала не на должном уровне и вместо чая закупила эту муть. Ахмад Ти на борту есть только у молодого человека» . Но мне ведь не жалко. Отдал пачку стюардессе – пусть покажет миру, что такое настоящий английский чай. Посмотрел еще фильм, немного вздремнул и пять часов как небывало – прилетели в Абу-Даби.

С высоты 5 000 метров (хотел написать «птичьего полета, но вряд ли птицы летают на такой высоте») столица Арабских Эмиратов выглядит потрясающе и, словно для того, чтобы все пассажиры имели счастье лицезреть, что можно построить в пустыне на нефтяные миллиарды, пилот дал круг над всем городом и заливом, вокруг которого город раскинулся. Выглядит «по-богатому», как говорит начальник отдела рекламы нашей компании. Вечерний город светится мириадами огней, очерчивающих магистрали, поместья и прочие объекты, через залив перекинулся мост километра два-три длиной,  а вокруг чернота пустыни. Страсть как красиво смотрится!

…Приземлились так же мягко, как и взлетели. Едва уловимая вибрация, и мы уже на посадочной полосе. К зданию аэропорта привезли на аэрокаре (для каждого из пассажиров бизнес-класса подали персональную «Камри» с водителем в арабском белом балахоне).

Когда-то я восторженно описывал здание аэропорта «Ататюрк» в Стамбуле – он огромен и красив. Но стамбульский аэропорт выглядит киоском в сравнении с терминалами Абу-Даби. Наш рейс опоздал с прибытием, потому сразу на входе бодрый молодой арабчик встретил пассажиров зазывающим «Кольомбо-Кольомбо!!». Собрал всех, кому в «Кольомбо» и  вприпрыжку побежал по широким коридорам, эскалаторам и лестницам аэровокзала. Пассажиры двинули следом за ним.

Я тоже стараюсь держать темп, заданный арабским «скакуном». Это непросто, но пока удается. Позади меня тяжко дышит русский «папик», несущий в охапке чемоданчик, жену и пару детей дошкольного возраста.

Навстречу чинно проезжает в инвалидных колясках группка арабских старушек, каждую из которых сопровождает молодой стюард. Старухи важно сидят, сложив руки на коленях и недовольно посматривают по сторонам, сверкая золотым пирсингом в ушах, носах и даже во рту. Такая вот арабская старость.

Проходим паспортный контроль и досмотр службы безопасности. Интересно, зачем? Мы ведь прошли уже то же самое в Москве и никуда из транзитной зоны не выходили. Но у арабов свои порядки, может терактов боятся. Толстенький полицейский в бордовом берете смотрит мой паспорт и  я иду дальше.

В общем, при движении быстрым темпом мы преодолели путь от зоны высадки до зоны посадки минут за 15-17. И это еще не самые дальние точки в здании, как я мог оценить, сидя  в самолете на Коломбо.

Публика этого рейса оказалась куда любопытнее. Многочисленные русские, прибывшие из Москвы, растворились в пестрой массе арабов, цейлонцев, индусов и скандинавов, организованно путешествующих  в экзотические страны.

Мне в соседи достались русская туристка и какая-то неопределенного возраста дама, похоже, что цейлонка: тапочки на босу ногу, пестрая одежда и полкило золотых украшений в самых непредсказуемых местах (например, в верхнем веке глаза – бррр, никогда бы себе туда серьгу не запихнул).

Цейлонская барышня весь полет застенчиво улыбалась, глядя в пространство перед собой, русская – похоже спала, оживившись лишь незедолго до приземления в Шри-Ланке, когда стюардессы начали разадвать миграционные карты.

Как выяснилось, английского в этом самолете не знаю не я один. И даже мои скудные познания оказались наибольшими во всем ряду. Горжусь собой и помогаю заполнить карту цейлонке, которая, такое впечатление, даже на родном языке читать совершенно не умеет, только сидит и виновато улыбается. В конце концов проставил записи по-английски в соотвествующих графах за нее – мой вклад в интернациональную помощь Шри-Ланке. Помощь России ограничилась арендой шариковой ручки россиянке, которая просто переписала все данные моей анкеты, включая отметки «пол» и «гражданство».

Как выяснилось позже, она, равно как и все белокожие пассажиры, могла вообще ничего не заполнять:  за все время пребывания на Цейлоне у меня паспорт попросили лишь для того, чтобы не глядя на фото шлепнуть визу о въезде и выезде (бесплатно). Ни таможенникам, ни полиции, ни многочисленным солдатам ни разу в голову не пришла крамольная ересь попросить БЕЛОГО человека предъявить паспорт.

После приземления командир экипажа попросил всех сохранять спокойствие и оставаться на местах. В салон из кондиционера тут же начал поступать какой-то густой белый газ без запаха. «Газовали» долго и некоторые пассажиры начали выказывать слегка испуганное недовольство. Но ничего страшного – газ оказался лишь средством от насекомых, в изобилии летающих на Цейлоне, нарушая среди прочих запретов и запрет на несанкционированные полеты в зоне аэропорта.

Наконец, двери самолета «распахнулись» и через несколько секунд моя нога впервые ступила на землю острова Цейлон…

To be continued.