Бишкек. Троллейбус. Ностальгия

Это можно объяснить бедностью детских впечатлений. Или бедностью воображения. Или бедностью просто. Но я с детства люблю троллейбусы. Потому что это был самый близкий и самый доступный для меня транспорт.

В моем городе нет трамваев. Есть аж шесть линий надземного метро – но в проекте. Вполне возможно, что проектом они и останутся.

 

alt
alt

Когда учился в школе, в Бишкеке почти не было и автобусов. Старый, советский автобусный парк благополучно развалили, новый еще не закупили. Автобусы на улицы города вернулись недавно.

alt
alt
 

Альтернативой троллейбусам были и остаются маршрутки. Но, во-первых, они стоили дороговато, а денег в семье было немного. Во-вторых, они жутко неудобные. На стоящих пассажиров не рассчитаны в принципе. Если едешь стоя и хочешь смотреть в окно, приходится сгибаться в три погибели. Набивается в «бусики» – так их у нас называют – куча народа. Теснота, вонь. 

alt
alt

Так что остаются одни троллейбусы. Высокие, просторные. На них родители возили меня в детский садик, на них уже сам ездил в школу. По нашей улице, Льва Толстого, ходят троллейбусы двух маршрутов – «восьмерка» и «девятка». Какой из них подъезжает к остановке, еще не видя номера маршрута, я мог определить по окраске. Еще один навык, усвоенный в детстве от мамы, – умение определять, скоро ли придет троллейбус. Если провода шатаются, электромашина на подходе. 

Однажды троллейбус меня сильно напугал – в рогатом была установлена мощная сирена. А еще когда-то троллейбус, в котором мы сидели, попытался угнать пьяный пассажир. Водитель вышел попить воды, а мужик сел за руль. Водитель успел заскочить обратно и вытолкнул пьяного на улицы. Недавно, уже в Харькове, о похожем случае я снимал сюжет. 

Стоит ли говорить, что в детстве я хотел стать водителем троллейбуса. Но потом передумал и стал журналистом.  В троллейбусах у меня были (да и есть) любимые места. Если сидения – то на передних или задних колесах. Едешь и на всех свысока поглядываешь. Если стоя – то возле задних стекол. Либо спереди – одной ногой стоишь на ступеньке передней двери и смотришь через кабину водителя вперед. Главное, чтобы открывалась перспектива,.

Благодаря поездкам в общественном транспорте усвоил и несколько слов неродного кыргызского языка. Надписи на стеклах – Кармоочту карма (Держитесь за поручни), Жол кире 3 сом (оплата 3 сома), всегда сопровождались переводом. Научился даже отвечать на вопрос «Азыр тюшёсюнбю?» («Сейчас выходишь?»). Нужно сказать «Ооба» или «Жок» («Да или «Нет»).  Поделюсь и таким воспоминанием из детства. По вечерам, когда мама задерживалась на работе, я начинал вслушиваться в звуки проезжающих троллейбусов (окна квартиры выходили на дорогу). Вон он прогудел, и, по идее, мама должна минут через 10 быть дома – столько нужно, чтобы дойти до дома и подняться по лестнице. Если троллейбусы продолжали гудеть, а мамы не было, становилось страшно.  К звукам троллейбусов уже не прислушиваюсь. Даже когда я в Бишкеке. Бесполезно. Мамы нет уже 2 года.

Троллейбусное увлечение продолжалось и в Харькове, в первые годы студенчества. Здесь выучил новые марки – «Рокар», «ЮМЗ», «ЛАЗ». Усвоил даже одно умное слово – пантографы. Друг-студент ХНУРЭ объяснил, что так правильно называются троллейбусные рога.  А потом… На четвертом курсе я переехал из общежития. Рядом с улицей, где живу теперь, не проходит ни один троллейбусный маршрут. Но, бывая в Бишкеке, все равно стараюсь ездить на троллейбусах. Своих привычек стараюсь не менять . 

Чего вдруг я настрочил это полотно? Недавно наткнулся на сайт «Бишкекский троллейбус». Вот его адресhttp://bishkek-trolleybus.narod.ru/ . Наверное, его создавали такие же фанаты, как и я.  Каждый представитель троллейбусного парка сфтографирован с нескольких ракурсов. Значками отмечено, какие троллейбусы списаны, а какие переехали в другой город. Дальше полотна не будет, лишь комментарии к фото.

alt
alt

1108. Сколько этот троллейбус ходит по 8 маршруту, я даже и не помню. По-моему,он возил меня еще в садик.

alt
alt

Эти советские билетики у нас до сих пор в ходу! 

 

alt
alt

Гордость нашего троллейбусного парка, последнее приобретение. Низкопольные белорусские, фирмы “Белкоммунмаш”.

alt
alt

Троллейбус в областном центре – Нарыне. Там их всего шесть. Маршрут – один.

alt
alt

alt
alt

Списанные троллейбусы. “Они уже никогда не выйдут на маршрут”, – грустно подытоживают авторы сайта. Далее – два ретрофото.

 

alt
alt

alt
alt

И, наконец, “изюминка”. “Тройная пересечка” на перекрестке улиц Бейшеналиевой и Московской. Эти люди сфотографировали даже провода!

alt
alt