Бензиновый коридор: кто вышел, кто вошел
Установленный правительством максимум цен на бензин и дизельное топливо привел к подорожанию бензина. Ведь до этого на многих АЗС придерживались предыдущего требования чиновников: продавать А-95-й не дороже 9 гривень. Потому с появлением нового решения без зазрения совести добавили «,5» к цифре. Эксперты утверждают, что 9,50 гривень за литр А-95 необоснована. В действительности бензин стоит больше 10-ти гривень. А правительственное ручное управление рынком приведет к дефициту. Торговать без выгоды участники рынка просто откажутся.
Качество и дефицит
Меры правительства приводят к подорожанию топлива и ухудшению его качества на заправках. На рынке нефтепродуктов может повториться сценарий с гречкой, когда ручное регулирование привело к полному исчезновению товара из продажи, считает Наталия Королевская, глава Комитета Верховной Рады Украины по промышленной, регуляторной политике и предпринимательству. Вчера экспертно-аналитическая группа по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности установила верхнюю границу ценового коридора на бензин А-95 в размере 9,5 гривны за литр, на дизельное топливо – 9 гривен за литр.
Народный депутат считает, что «та же политика, которая привела к исчезновению с полок магазинов гречки, сегодня может привести к тому, что с украинских заправок исчезнет качественное топливо. Как показывает практика, все, к чему прикасается власть, резко дорожает или вовсе пропадает из продажи».
Королевская отметила, что из-за административного регулирования цен многие поставщики топлива будут вынуждены уйти с рынка, что приведет к его монополизации несколькими игроками. Следствием снижения конкуренции станет дефицит и дальнейший рост цен, а также появление на рынке некачественного топлива.
«Недалек тот час, когда на украинские дороги возвратятся торговцы с канистрами, вернутся уже подзабытые времена, когда каждая заправка будет похожа на игру в русскую рулетку», – подчеркнула глава парламентского комитета.
Устанавливая цены на нефтепродукты в ручном режиме, правительство достигнет результатов, обратных декларируемым, а очередной виток роста цен опять объяснит мировым кризисом и происками «спекулянтов». «Только эти объяснения ничем не помогут автомобилистам, которые потратят на дорожающее топливо и ремонты автомобилей последние деньги», – сказала Королевская.
Она считает, что стабилизировать ситуацию на рынке может только прозрачность и рост конкуренции на рынке. Глава Комитета Верховной Рады напомнила, что она инициировала создание в парламенте Временной следственной комиссии для расследования причин неконтролируемого роста цен на продукты питания. По ее мнению, эта комиссия должна незамедлительно заняться расследованием ситуации и на рынке нефтепродуктов. «Я рассчитываю на здравую позицию своих коллег в парламенте, которые должны поддержать создание этой комиссии. Парламент должен выяснить все обстоятельства развернутой правительством псевдоборьбы с ценами, в результате которой цены начинают резко расти», – подчеркнула народный депутат.
Цены
Экспертно-аналитическая группа по нефтерынку при Кабмине установила новый предел для цен на горючку: 9,50 грн./л для бензина А-95 и 9 грн./л для дизтоплива. Раньше было 9 грн. и 8,5 грн. соответственно. Повышение связано с мировым ростом цен на нефть. В итоге на АЗС, торгующих нашей горючкой, цены за выходные поднялись сразу на 30—50 коп.
Вчерашнее решение экспертно-аналитической группы по нефтерынку при Кабмине сразу повлияло на цены на АЗС. Они выросли. Ведь раньше коридор был: 9 гривень за литр бензина А-95 и 8,5 гривень за литр дизтоплива. Например, крупнейшая сеть страны, принадлежащая группе «Приват», подняла цены на 20-60 копеек за литр, дойдя до 9,40-9,50. Правда, некоторые АЗС снизили цены до рекомендованного уровня, в сети WOG, торгующей импортом, А-95 подешевел на 10 копеек — до 9,75 гривень литр.
По мнению президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, цена 9,50 гривень не отвечает реалиям. «Сегодня реальная цена на импортный А-95 – 10,20 – утверждает он. – Конечно, резкого скачка не будет, иначе с таких АЗС уйдет покупатель, но постепенно цены будут повышаться и дальше, к концу марта может быть и 10 гривень и более».
«Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» вчера ответило на решение правительства. В заявлении ассоциации отмечается, что дорогостоящие высококачественные нефтепродукты импортного производства, отвечающие стандартам Евро-5, не могут продаваться в одной цене с топливом класса Евро-3 и Евро-2, производимым украинскими НПЗ.
«Тем не менее, евротопливо для современных автомобилей названо Министерством энергетики и угольной промышленности чуть ли не причиной всех бед на рынке. Для корректного регулирования рынка необходима разработка трех коридоров: для оптовых цен на рынке Украины, для украинских топлив Евро-2 и Евро-3, для евротоплив класса Евро-5. Пока же экспертно-аналитическая группа продолжает игнорировать установление коридора на оптовые цены для НПЗ и коридора для высококачественного топлива Евро-5, что вносит путаницу в понимание ситуации на рынке, дезинформирует общественность, премьер-министра и президента страны», – заявили в объединении.
Ассоциация предостерегла от «эйфории» по поводу решения проблемы цен на топливо путем установления неких ценовых коридоров, не имеющих под собой детального анализа ситуации.
«Никуда не исчез с повестки дня факт сохранения рекордных высоких цен на нефть и нефтепродукты в мире – главная причина подорожания нефтепродуктов в Украине. Уверенно заявляем о том, что все АЗС, которые не входят в сети нефтеперерабатывающих компаний, при установленном предельном уровне 9,50 грн/л на бензин А-95 и 9,00 грн/л дизтоплива при торговле заводским продуктом несут убытки в размере 50-70 коп/л. Мелкие операторы рынка и одиночные АЗС, как правило не имеющие запасов топлива, будут вынуждены прекратить торговлю за наличный расчет в течение 7-10 дней. Уход с рынка этих операторов увеличит приток клиентуры на оставшиеся в строю АЗС, которые также не имеют больших запасов продукта», – отмечается в релизе.
«Многие АЗС не смогут покупать заводской продукт, поэтому будут вынуждены торговать бодягой», – говорит директор консалтинговой группы «А95» Сергей Куюн. — На данный момент объективной ценой на А-95 является в среднем 9,75 гривень Новый импульс топливным ценам могут придать события в Японии, на восстановление которой понадобится много энергоресурсов».
Заведующий отделом нефтепродуктов консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко считает цену 9,50 гривень за литр А-95 адекватной, потому что в регионах, где находится 80% заправок, практически все они торгуют именно по 9,50.
Нефтяные компании «Лукойл» и ТНК-ВР снизили цены на бензин А-95 и дизельное топливо на своих сетях АЗС соответственно до 9,5 гривень за литр и 9 гривень за литр, войдя в ценовой коридор, рекомендованный экспертно-аналитической группой по рынку нефтепродуктов при правительстве.
«Помимо того ЛИНИК (Лисичанский НПЗ) и „Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) снизили отпускные цены на 300 грн за тонну», – сообщил директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства топлива и энергетики Константин Бородин.
«Сегодня около 85% всех украинских АЗС держат цены на уровне, рекомендованном на заседании ЭАГ, которое провел в пятницу (11 марта) министр топлива и энергетики Юрий Бойко», – подчеркнул он.
В коридор не вошли и харьковчане
В Харьковской области цены на бензин приблизились, но так и не вошли в установленный правительством «коридор». Итог сегодняшнего мониторинга показал, что на АЗС «Окко» и «Укртатнафты» можно встретить цены напротив «А-95» выше, чем 9,50. Так, например, «Татнафта» предлагает 95-й бензин по 9,9 гривень.
Средняя цена на дизтопливо в Харькове все-таки ниже граничной цифры Кабмина. По данным финмониторинга – 8,97. Есть и другие данные, согласно которым средняя стоимость 8,9 гривень за литр дизеля.
Дефицит не за горами
Уже в апреле на рынке может почувствоваться дефицит, считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюна. Основную причину возможного дефицита эксперт видит в высоких ценах на нефть и нефтепродукты на внешних рынках и отсутствие запасов на внутреннем рынке.
По данным Сергея Куюна, в нынешнем году никто из украинских операторов не завозил топливо впрок. Это связано с государственным регулированием на рынке и высокими ценами на продукт. По словам эксперта, в нынешней ситуации на рынке операторы торгуют себе в убыток. По данным агентства А-95, у крупнейших операторов нефтерынка убытки составляют до 150 миллионов гривень.
Одним из механизмов решения проблемы эксперт считает закупку более дешевой белорусской нефти, а государство должно максимально оперативно провести анализ ситуации на рынке и предпринять меры по недопущению снижения балансов и запаса продуктов у операторов.
В то же время основной опасностью накануне посевной кампании отечественные аналитики считают снижение производства нефтепродуктов украинскими нефтеперерабатывающими заводами.
«Любые ограничения без намерений расширения предложения означают дефицит и неконтролируемый или скрытый дальнейший рост цен, – считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, комментируя это решение. – Поэтому в ближайшее время цены не только не упадут, а, скорее, мы станем свидетелями значительных перебоев в поставках бензинов и удорожания транспортных перевозок».
Коридор не отменяет наказание
Сегодня АМК планирует огласить решение в деле по факту резкого роста цен на бензины А-95 и А-92 в конце 2010 года – начале 2011 года в основных сетях автозаправочных станций Украины.
Еще 4 января этого года Антимонопольный комитет начал расследование деятельности ценовых лидеров рынка на предмет соблюдения требований конкурентного законодательства во время ценообразования на топливо.
Как выявил комитет, нефтетрейдеры без экономического обоснования повысили стоимость топлива и неоднократно выходили за пределы рекомендуемой цены, рассчитанной экспертно-аналитической группой по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов.
Ответчиками по делу выступают ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина», ПП «ОККО-нефтепродукт», ООО «Континент Нефте Трейд», ООО «Альянс Холдинг» и СП ООО «Кершер».
«Отмена пошлины на импорт нефтепродуктов привела к монополизации рынка со стороны импортеров. Их доля на рынке достигла 60 процентов. Это позволило им ввести «ценовой диктат», увеличив стоимость топлива практически до европейского уровня.
Как вы знаете, сегодня проводится антидемпинговое расследование относительно импортеров нефтепродуктов. На завершающей стадии расследование Антимонопольного комитета в отношении ценового сговора главных операторов внутреннего рынка нефтепродуктов. Если этот факт будет доказан, то на нефтетрейдеров могут быть наложены беспрецедентные штрафы – до 1 миллиард гривень – сказал Бойко. – Минэнергоугля совместно с отечественными нефтепереработчиками уже разработали план мероприятий по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Мы планируем увеличить переработку нефти до 14 миллионов тонн в текущем году и производство нефтепродуктов за счет модернизации украинских НПЗ. Кроме того, для проведения посевной кампании Минэнергоугля уже согласовало с МинАПК поставку топлива производителям сельскохозяйственной продукции. В свою очередь НАК «Нафтогаз України» обеспечит формирование резерва низкооктановго бензина и дизельного топлива из ресурсов ГК «Укргаздобыча», чтобы в дальнейшем реализовать их сельскохозяйственным предприятиям с дисконтом от среднерыночных цен на момент реализации топлива».
Бензиновая психология Европы
Во многих странах Европы цены на заправках перевалили психологический барьер – 1,5 евро за литр. Это критическая сумма для большинства водителей, после которой они начинают задумываться о том, чтобы отказаться от машины. Но пока европейские водители ищут выход из положения: в Бельгии, например, массово переводят свои авто на газ, а в Германии участились случаи воровства топлива из машин.
47% французов признались, что цена в 1,5 евро за литр бензина для них своеобразный психологический рубеж, после которого они начнут задумываться об отказе от машины.
На прошлой неделе во Франции стоимость топлива достигла исторического рекорда. Цена за литр неэтилированного бензина (sans plomb 95) просили 1,5 евро, цена за литр дизельного топлива составила 1,54 евро. Таким образом, цены превысили свой исторический рекорд 2008 года. Впрочем, на некоторых парижских заправках стоимость литра неэтилированного бензина (sans plomb) уже достигла 1,8 евро.
Несмотря на то, что французы уже с 2005 года привыкают к мысли о неизбежном росте цен, порог в 1,5 евро за литр для многих из них является критическим, после него они начнут экономить. Только для 15% опрошенных критический порог располагается выше 1,5 евро.
В отличие от французов, жители соседней Бельгии, спасаясь от рекордных цен на АЗС, массово переходят на газ. Организации, занимающиеся установкой газового оборудования, опасаются, что скоро не смогут оперативно реагировать на все заявки.
«Стоимость установки такой системы в среднем составляет 1800 евро, но она окупается, если водитель проезжает 20 тыс. км в год», – заверяет представитель компании Het Nieuwsblad, которая переводит машины с бензина на газ. В настоящее время литр сжиженного газа в Бельгии стоит 0,67 евро, что примерно на евро меньше, чем цена литра бензина.
Ситуация с ценами на топливо в Бельгии привела к тому, что власти страны законодательно запретили таксистам повышать стоимость проезда. За последнее время из-за повышения цен прибыль таксистов сократилась на 30%. «Когда я начинал работать в 1998 году, топливо стоило 47 сантимов за литр. Сейчас на заправке я плачу 1,42 евро за литр», – говорит Ален, водитель такси, 70 литров дизеля которому обходятся уже в 100 евро.
А в Италии в понедельник владельцы АЗС объявили о том, что замораживают цены на топливо. За последние несколько дней стоимость бензина и дизеля на Апеннинах выросла на 50 центов. Сейчас средняя цена колеблется от 1,56 до 1,57 евро за литр. Дизель стоит от 1,46 евро за литр. Газ – от 0,795 до 0,799 евро за литр.
Самые высокие цены на бензин в Италии – на юге страны, где литр уже превысил 1,6 евро. Дизель также стоит дороже, чем в среднем по стране, – 1,49 евро за литр. Самые низкие цены на северо-западе страны – минимум составляет 1,519 евро за литр бензина. Многие итальянцы требуют, чтобы в ситуацию вмешалось правительство, но министр экономического развития Паоло Романи лаконично отвечает, что власти изучают такую возможность.
А в Германии ситуация с ценами на бензин привела к тому, что в стране участились кражи топлива из автомобилей. По данным полиции, только в Нижней Саксонии в маленьком городке Нинбург за последнюю неделю зафиксировано более 20 случаев краж. Преимущественно бензин воруют из машин, оставленных на парковках. В течение двух месяцев в регионе заведено уже 156 дел по факту краж дизеля.
В настоящее время супербензин E10 в Германии в среднем обходится в 1,549 евро, что на 1,6 цента больше, чем неделю назад. За дизель водитель должен платить на 2,6 цента выше по сравнению с прошлой неделей – цена взлетела до нового максимума в 1,439 евро.
Из-за космических цен многие водители немецких регионов, примыкающих к Швейцарии, стали ездить на заправки в соседнюю страну, где бензин традиционно дешевле из-за валютных курсов. Однако бензиновое паломничество скоро закончится, так как с 2013 года Конфедерация введет новый налог на вредные выбросы, что увеличит стоимость топлива на АЗС. Но в настоящее время, говорят служащие заправок, расположенных близ границ с Германией или Францией, 95% их клиентов – иностранцы.
В Великобритании на прошлой неделе цены на бензин побили рекорд – впервые в истории бензин в королевстве подорожал до 6 фунтов (7 евро) за галлон (3,79 литра). Заправить полный бак стоит британцам на 3,5 фунта (4 евро) дороже, чем в начале года. Цены за литр неэтилированного бензина подскочили до 132,12 пенса (1,55 евро), а за литр дизеля нужно раскошелиться на 137,92 пенса (1,6 евро).
Представители розничной торговли бензином и автозаправок уже предупреждают, что бензин может подорожать еще на 10 пенсов за литр в следующем месяце из-за растущей цены на нефть и повышения налога на бензин, намеченного на 1 апреля. В связи с этим один из лидеров автомобильного движения заявил, что крайне необходимо остановить рост цен на топливо, прежде чем езда на собственном авто станет «прерогативой богачей».
Кроме Британии, цены на бензин поставили рекорд и в Чехии, подорожав до 33,89 кроны (1,41 евро) за литр. Более того в некоторых районах Чехии Natural 95 продают по 36 крон (1,5 евро). Дизельное топливо подорожало до 33,3 кроны (1,39 евро) за литр.
А в Болгарии в воскресенье несколько тысяч водителей устроили акцию протеста против повышения цен на топливо, которые в последние дни также установили рекорды. Литр 95-го бензина на Балканах сейчас стоит примерно 2,5 лева (1,3 евро). И это притом что еще в январе Еврокомиссия признала Болгарию страной с самым дешевым бензином в ЕС.
В Прибалтийских странах дороже всего 95-й бензин стоил в Вильнюсе (1,347 евро), на втором месте Рига (1,286 евро), на третьем – Таллин (1,26 евро). Дизельное топливо, в свою очередь, самое дорогое в Таллине (1, 315 евро), за которым следуют Рига (1,3 евро) и Вильнюс (1,27 евро).
Что касается Скандинавских стран, то, например, в Дании стоимость топлива превысила рубеж в 1,6 евро еще в феврале. Стоимость дизеля в Дании выросла до 10,88 кроны (1,45 евро). При этом аналитик нефтяной компании Statoil Питер Расмуссен говорит, что, по его прогнозам, к концу 2011 года стоимость бензина может подорожать до 12,25 кроны (1,64 евро).
Дорожает бензин и в соседней Швеции. Шведское радио сообщило, что в феврале цены повышены до самых высоких показателей в этом году. Цена за литр 95-го поднялась на 15 эре – до 13,63 шведской кроны, дизель подорожал до 13,79 кроны, что составляет примерно 1,56 евро.
Источники: Еuromag, Комсомольская правда, «Украинская правда», Зеркало недели, УНИАН, «Оilnews, Сегодня»