Бензин может подорожать на 6-7 гривень
Министерство инфраструктуры предлагает повысить акцизы на бензин и дизтопливо.
Как пишет «Коммерсант-Украина», это может привести к подорожанию топлива на 7 гривень.
Предложение о поэтапном повышении ставок акциза уже направлено в Кабмин, заявил в пятницу министр инфраструктуры Владимир Козак.
Речь идёт о поэтапном увеличении акцизов до уровня минимальных среднеевропейских ставок. Если в Украине ставка акциза за тонну бензина составляет 198 евро (для дизельного топлива — 46-98 евро), то в ЕС в среднем — 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива). К примеру, в Германии акцизная ставка за тонну бензина составляет 851 евро, а за тонну дизтоплива — 534 евро, в Польше — 494 и 375 евро соответственно.
«Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо», — уверен министр.
По мнению ведомства, чтобы улучшить качество украинских дорог, стоимость акцизов необходимо повысить до минимального в Европе уровня, то есть со 198 евро за тонну бензина примерно до 466 евро.
В пресс-службе Мининфраструктуры затруднились сообщить, в какие сроки и на сколько предлагается повысить акцизы: проект документа намерены опубликовать для обсуждения примерно через неделю.
«Будет создана рабочая группа, которая сделает все необходимые расчёты», — добавили в ведомстве.
Против такого повышения выступает Минэнерго, утверждает один из чиновников ведомства (официально там инициативу не комментируют).
«Мы предлагаем принципиально другой механизм — введение плавающего акциза. В определённые месяцы, когда необходимо улучшать состояние дорог, мы будем увеличивать ставку», — заявил собеседник издания.
Причём, по его словам, повышение в этом случае будет менее чем в три раза.
В неофициальных беседах участники рынка говорят, что опасаются повышения акцизов и считают, что такая угроза вполне реальна, если «поступит команда сверху решить проблему бюджетной дыры». Однако директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич уверен, что в ближайший год правительство на это не пойдёт, поскольку повышение акцизных сборов моментально скажется на розничной цене топлива: «Кабмин, наоборот, до сих пор боролся с резкими скачками цен».
Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко напоминает, что сейчас розничные цены на бензин и так максимальные: часть компаний — примерно 20% рынка — продаёт Аи-95 по 11,45 гривни за литр.
В пресс-службе «Лукойла» отмечают, что повышение акциза в три раза приведёт к подорожанию бензина на 6-7 гривень.
«Это снизит спрос на бензин и сократит объёмы продаж», — считают в компании.
Марунич напоминает, что в прошлом году, после резкого скачка цен на бензин, в некоторых областях объём продаж нефтепродуктов на АЗС упал на 15%.
В Украине действительно небольшие акцизы: сейчас доля налогов и сборов в цене литра бензина в Украине составляет 30-35%, тогда как в большинстве стран Европы эта отметка превышает 50%, напоминает Дмитрий Марунич.
«Однако и покупательская способность у нас гораздо ниже. Кроме того, с возросшими акцизами украинский потребитель всё равно не получит европейское качество бензина», — уверен он.
Повышать акцизы в нынешней ситуации опасно, добавляет Сиренко.
«Правительству для начала необходимо разобраться с контрабандой и некондиционным топливом. Если закрыть теневой рынок, то акцизные поступления в бюджет вырастут», — объясняет эксперт.
По оценкам участников рынка, около 20% рынка нефтепродуктов в Украине — нелегальные.
Акциз на нефтепродукты был введён в 2011 году, до этого действовал транспортный сбор с каждого автовладельца. В марте премьер-министр Николай Азаров заявлял, что каждый автовладелец уплачивает в год 992 гривни акцизного налога, за которые можно осуществить ямочный ремонт примерно 5 кв. м дороги, капитальный ремонт примерно 1,5 кв. м или же построить примерно 2,5 см дороги первой категории.