Авто без техосмотра — ловушки и подвохи
Каковы возможные последствия отмены обязательного технического осмотра автомобилей, рассказал юрист Харьковского автомобильного клуба Денис Журавель.
В конце мая Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» (№8397).
Основное, что предполагается изменить этим законом, — это отменить обязательный технический осмотр для транспортных средств, которые не используются в коммерческих целях. Кроме того, планируется внести изменения в Закон о милиции — узаконить те основания для остановки транспортных средств, которые сейчас существуют в Украине в соответствии с приказом МВД №111. Также закон предполагает исключение доверенности из обязательного перечня документов, которые должен при себе иметь водитель в случае управления чужим транспортным средством.
После отмены техосмотра, говорит Журавель, водителю не придётся получать никакие документы разрешительного характера ни от каких государственных органов. При себе должны быть только водительское удостоверение, технический паспорт автомобиля и страховой полис. Это не распространяется на коммерческий транспорт — такси, маршрутки, автобусы. Такие транспортные средства обязаны будут проходить технический контроль на специализированных предприятиях, которые будут выдавать сертификаты, подтверждающие соответствие транспорта требованиям безопасности.
Уже сейчас принят новый ГОСТ, который уточняет и ужесточает требования к техническому состоянию транспортных средств — всех, независимо от того, используются они в коммерческих целях или нет.
Во втором чтении, предостерегает юрист, в положениях закона могут возникнуть изменения — например, расширение прав работников ГАИ на технический контроль транспортных средств прямо на дорогах. То есть, поясняет эксперт, если сейчас талон ТО является некоей индульгенцией, то когда такого документа не будет, а инспектор ГАИ заметит какую-то явную неисправность, не исключено, что он сможет, например, изъять номерные знаки.
Денис Журавель, юрист автомобильного клуба Харькова: «Это мы только предполагаем, поскольку если талона ТО нет, то и изымать нечего, и непонятно, как запретить эксплуатацию. Мы предполагаем, что будет предложен, например, такой механизм, как изъятие номерных знаков до устранения неисправности, и здесь возможны злоупотребления. Речь идёт о явных неисправностях, например, инспектор зафиксировал в ночное время отсутствие фар, снял это на “Визир”, и у человека не будет никаких шансов обжаловать это в суде. Другая крайность — инспектор не должен на дороге проверять люфт колеса, как выставлен ручник. Но только практика покажет, как оно будет действовать на самом деле».
Кроме того, по словам юриста, не очевидно, как вести себя людям, у которых срок получения нового талона техосмотра наступил в «межсезонье» между первым и вторым чтением. С одной стороны, отмечает эксперт, закон в силу ещё не вступил, а значит, эксплуатация транспортного средства без талона об обязательном государственном прохождении техосмотра запрещается.
Однако на практике в ГАИ сейчас отказывают в прохождении техосмотра, объясняя это тем, что со дня на день он будет отменён. А из инструкции об определении порядка деятельности подразделений патрульно-постовой службы (приказ МВД №111) ещё до прохождения закона через первое чтение была исключена такая причина остановки машины как отсутствие талона о техосмотре. В то же время, этот приказ — всего лишь подзаконный нормативный акт, он не отменил ни Закон о дорожном движении, ни Кодекс Украины об админправонарушениях, и инспектор по-прежнему имеет право на дороге потребовать талон ТО.
Денис Журавель, юрист автомобильного клуба Харькова: «Я не могу здесь дать какую-то одну рекомендацию, что делать. Но сослаться потом в суде, что вот, мне сказал инспектор ГАИ — это несостоятельно. Использовать автомобиль без техосмотра, обязанность проходить который пока существует, — это незаконно».
Таким образом, говорит Журавель, станет ли легче водителю ездить по дорогам, упростятся ли его взаимоотношения с работниками ГАИ, не будут ли ГАИшникам предоставлены такие полномочия, которые нивелируют все преимущества от ликвидации техосмотра — пока неясно. В числе прочего, эксперт не исключает, что воздействие на водителей будет осуществляться через страховые компании, ведь страховой полис, по закону, у водителя должен быть обязательно. Возможно, страховые компании изменят свою политику в случаях ДТП, совершённых по причине неисправности транспортного средства или изменят условия получения страхового полиса.