Web Analytics
Архитектор Зотов о площади Свободы: «Лучшее, что можно сделать, — повременить» | MediaPort

Члены жюри блицконкурса на эскиз-идею памятного знака на площади Свободы, по сообщению пресс-службы горсовета, должны определить лучший проект в начале февраля. Но уже сейчас можно предположить, какой работе симпатизируют в мэрии. На это указывают сюжеты муниципального телевидения, центральное расположение проекта под удачным номером «000001» и первые записи в книге отзывов. Хотя в ней есть и другие отклики: «Стыд» или «Подумайте очень-очень хорошо, прежде чем ставить колонну». 

В горсовете обещают учесть все пожелания. И это лукавое, заведомо невыполнимое, обещание. «МедиаПорт» не скрывает неприятия к фавориту конкурса, но хочет противопоставить не обывательское «не нравится», а профессиональную, компетентную оценку проекта. На этот раз мы задали несколько вопросов архитектору из Киева Виктору Зотову, который учился, некоторое время жил и работал в Харькове. В столице Виктор Зотов основал архитектурный фестиваль. Основными принципами команда его бюро называет ответственность и простоту.

Как бы Вы оценили городское пространство, место, где планируют установить памятник, и можно ли оценить представленные проекты? 

С одной стороны, у меня есть эмоциональная реакция, субъективная. А с другой стороны, нужно обсуждать, какие могут быть более цивилизованные способы принятия решения.

Вероятный проект-победитель мне кажется ужасным. Надеюсь, этого никогда не будет. И даже надеюсь, что там никакого нового строительства не будет. Это, хоть и субъективно, но обычно надо доверять своим ощущениям.

Проект в виде колонны. Один из 29-ти представленных на выставке в Доме архитектора. Фото: Павел Пахоменко
Проект в виде колонны. Один из 29-ти представленных на выставке в Доме архитектора. Фото: Павел Пахоменко

Попробуем разобраться, почему. Во-первых, площадь — это, может быть, самое лучшее из архитектуры, что есть в Харькове. Как следствие, что бы там ни происходило, оно должно иметь максимально высокую планку качества.

Намерение что-то изменить в этом пространстве должно быть публичным. Харьков — такой город, в котором, в отличие от западной части Украины, мнение общественности как-то не принято учитывать. 

Это не значит, что сейчас нужно большинством голосов горожан принимать решение, что именно там должно быть. Я уже видел на каких-то сайтах начали мелькать конкурсные проекты, и у каждого харьковчанина есть возможность поучаствовать в опросе, добавив баллы. Вот так точно нельзя поступать. Важно, чтобы люди высказывались, но окончательное решение должно приниматься всё равно профессионалами. Ни в коем случае нельзя это проводить таким «евровидением», максимумом голосов от всех подряд. Победит самый ужасный вариант.

Помню первый опыт еще в 90-е конкурс на мариупольский герб: на главной площади вывесили тетрадку с отзывами горожан, после их просто суммировали. Выбрали самое страшное: тётки, колосья, трактора… 

Виктор Зотов. Фото: Алина Иванова, The Ukrainians/theukrainians.org/viktor-zotov
Виктор Зотов. Фото: Алина Иванова, The Ukrainians/theukrainians.org/viktor-zotov

Вы сказали: решение должны принимать профессионалы. У нас в жюри представители Союзов художников, архитекторов, то есть представители профессиональных органов.

Это уже неплохо. Но это не панацея. Последние 20 лет из того, что сейчас строится, уродует наши города. Киев и Харьков, в частности. Это делают в том числе и в первую очередь члены упомянутых союзов, не какие-нибудь дилетанты, как любят говорить титулованные коллеги. Есть люди признанные, из архитектурной, дизайнерской среды.

Что можно сделать?

На уровне рецепта: первое — это авторитетное международное жюри. Это не столько члены Союза художников и архитекторов, и это не обязательно мегазвёзды, это пацаны на подъёме, чьи работы публикуются на самых престижных профессиональных сайтах, в самых престижных изданиях. Их можно отыскать.

На это власти отвечают: нет денег.

А на эту колонну деньги есть?

Очевидно, да.

На колонну есть, а на людей нет. Так не бывает! Если нет денег на жюри, тогда и о проекте речь идти не должна.

Второе. Должна быть качественно прописана программа. Это не просто. Чем выше амбиции у заказчика, а это в широком смысле — город, во всех его слоях, тем качественнее должна быть программа. В написании программы, как и в случае с жюри, должны участвовать авторитетные иностранцы. Или те, кто пишут программу, должны хотя бы активно пользоваться примерами других хороших конкурсов международного уровня. 

Ещё: какие-то тортикообразные штуки, исторические реминисценции, бесконечные отсылки в прошлое, нелюбовь к современному и неуважение себя и тех, кто рядом… Когда человек делает что-то не из своей эпохи, это признак заболевания.

Вы говорили об эмоциях, так вот колонна  это можно назвать украшательством, грубо говоря, это такие понты?

Размер её хотя бы — это точно про понты. Это называется: хто вище б’є — той краще грає. Надо по жизни быть скромнее. Не надо рвать на себе рубаху. Уже поставили вместо «Холодильника» (на месте памятника Советской Украине на пл. Конституции, который прозвали «Пятеро из ломбарда несут холодильник» — ред.) нечто. 

Я бы сказал, с учётом знаковости площади, самое лучшее, что можно сделать, это повременить с активным её изменением. Пока мы не в состоянии, пока мы больны и неразвиты, нам нельзя доверять такое «оружие». А можно жить без бабы на столбе? Насколько актуально её ставить? Это вопрос жизнеобеспечения? Кому это вообще нужно?

Может быть, успеть остаться в истории.

А что, уже появились сомнения? Пусть произнесут какие-то настоящие причины. Нормальный человек идёт от общего к частному. Общее в данном случае: а зачем? Какие-то цели должны быть. А там, где цель, нужно говорить о ценностях. Я хочу получить ответ на вопрос: зачем эта баба?

Там у нас предлагается не баба, а ангел с крестом.

В Киеве — баба с шашлыком (так иногда называют монумент Независимости Украины на Майдане — ред.), в Харькове — мужик с крестом. Это ничего не меняет.