«Апостол музыки» Михаил Казиник впервые выступил в Харькове
Михаил Казиник – музыкант и музыковед, педагог и писатель, режиссер и актер, эксперт и ведущий Нобелевского концерта. Это официальные должности и титулы. Есть еще и неофициальные, но такие, которые стоят многих самых престижных.
Казиника называют «апостолом музыки». В Швеции, где живет музыковед, о нем сняли фильм, он называется «Михаил Казиник – Бог и дьявол». С лекциями о музыке он ездит по разным странам. В Харьков приехал впервые.
Михаил Казиник, музыкант, музыковед, эксперт и ведущий Нобелевского комитета: «Любой музыкант мира обязан в числе главных городов планеты называть Харьков. (Аплодисменты). Мне как музыканту не может быть не известно, что в Харькове в свое время расцвела на высочайшем уровне музыкальная культура: это были прекрасные оркестры, это были великие пианисты, великие прекрасные скрипачи, это была знаменитая школа, с этого начиналась вообще школа украинская, и было время, когда в Харькове проводились Всеукраинские конкурсы скрипачей, которые по уровню были сильней любых международных, здесь была музыкальная обстановка».
Выступления Михаила Казиника – это, скорее, беседы-концерты о гениях. В произведениях гениальных поэтов и, прежде всего, музыкантов гораздо больше глубины и скрытых смыслов, чем кажется на первый взгляд.
Михаил Казиник, музыкант, музыковед, эксперт и ведущий Нобелевского комитета: «Ничего случайного в великом искусстве нет, потому что есть энергия! Есть коды, и мы, наследники этих кодов, мы закрываем сами себя после рождения, нас перекрывают социум, системы, мамы, папы, воспитательницы, масс-медиа убивают, запуская вирус в наши несчастные мозги».
Теория, может быть, и не новая, но Казиник, раскрывая «тайны гениев» – так называется одна из его книг – говорит о вещах, которые зачастую переворачивают представления о великих. Так пишет о Михаиле Казинике пресса. Просто он, как говорит сам, замечает то, чего не замечают другие.
Михаил Казиник, музыкант, музыковед, эксперт и ведущий Нобелевского комитета: «Иоганн Себастьян Бах в 24 года должен был ответить для себя, был ли логос в начале. Если логос был, у него получится величайшее творение в мировой музыке, оно получилось, вот. (Играет токкату ре минор). Вот видите, в какой части клавиатуры я играю, не надо даже говорить, дома посмотрите. Золотое сечение. Здесь глаза Моны Лизы. В начале было золотое сечение. Второй раз – ось симметрии, абсолютное количество клавиш вправо-влево».
Михаила Казиника слушать можно бесконечно – его концерт в филармонии шел три часа, это был театр одного актера. Казиник артистичен и остроумен, о серьезных вещах говорит с юмором. Так, например, он рассказывал о «Евгении Онегине» Чайковского. Ленский и Ольга.
Михаил Казиник: «Вы представляете, кого любит Ленский?! Ленский: «Я люблю Вас!!!» «Я-не-спо-соб-на-лю-бить».
После этого рассказа, обвинив Казиника в разрушении, из зала ушли два человека. Не каждый может отказаться от стереотипов. А еще Казиник приветствует, когда на его концертах выступают другие. С Иветтой Ирхе, бывшей харьковчанкой (сейчас она, как и Казиник, живет в Стокгольме), он знаком давно, а с певицей Мариной Чиженко познакомился накануне собственного выступления и буквально вытащил из зала на сцену.
Михаила Казиника часто спрашивают, зачем он устраивает все эти выступления, да еще и бесплатно. Музыкант и философ отвечает так:
Михаил Казиник, музыкант, музыковед, эксперт и ведущий Нобелевского комитета: «Никогда еще не было пять поколений в стране, обезличенной, уничтоженной гигантским потоком страшной энергии. И сегодня нам надо выкручиваться из этого. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто имеет хоть немножко денег, воли, власти, возможностей: первое – КУ-ЛЬТУ-РА. Все остальное потом. КУ-ЛЬТУ-РА ВОЗ-ДЕ-ЛЫ-ВА-НИ-Я».