«Аниматрица» — продолжение иллюзии
Цикл мультфильмов «Аниматрица» просачивается из Интернета, с пиратских лотков и DVD — братья Вачовски продолжают превращать мир в цифровую галлюцинацию.
Список благодарностей вполне мог бы стать отдельным жанром. Когда успешный художник признаётся в любви и признательности предшественникам, это трогательно, будь то Тарантино, признавшийся своим «Криминальным чтивом» в любви к вскормившей его макулатуре, или Феллини, отдавший должное собственному детству в «Амаркорде». Список благодарностей братьев Вачовски «Аниматрица» трогателен вдвойне.
И дело не только в удвоении братской фигуры. Сочетание артистизма, наивности и любви к кино, элегантность самой затеи — выпустить цикл анимационных мифов и легенд «Матрицы», пригласив художников стиля аниме, ковавшего победу «неспящих», когда про Нео ещё никто не слышал, — всё это делает сборник мультфильмов «Аниматрица» по сценарию братьев Вачовски невероятно изысканным проектом.
Одну из частей сериала «Последний полет «Озириса»« желающие уже посмотрели в качестве аперитива перед хоррором «Пункт назначения». Сделанный в стиле «Последней фантазии», 11—минутный «Полет», в сущности, принес больше радости, чем «Матрица: перезагрузка», которую он должен был рекламировать. Поэзия боевой хореографии, тонкая эротика цифровой анимации, а главное — настроение, еще не забытое с первой части сериала, сделали этот небольшой фильм пронзительным безупречным эскизом, наброском на полях, которые помнят лучше самого текста.
Остальные части проекта становятся все доступнее, «Аниматрица» просачивается в нашу реальность со всех медийных носителей — с официального сайта, с пиратских лотков, с обещанных в июне DVD.
Всего в цикле восемь историй. Среди них есть предыстория «Матрицы» в двух частях.
«Второе возрождение» рассказывает о том, как цивилизация людей погрязла в свинстве и эксплуатации роботов. Роботы восстали, началась война, которую человечество проиграло. Поскольку солнце затмили тучи, созданные для борьбы с машинами, роботам пришлось использовать людей в качестве батареек. Картины бунтов, массовой истерии и полицейской хроники, грязные окопы, из которых солдаты-гуманоиды стреляют в солдатов-андроидов, и прочие апокалиптические видения эпохи высоких технологий грешат банальностью, но спотыкаются на образе Всадника, привносящего необходимую эпическую ноту.
История от самого маститого режиссёра Есиаки Кавадзири называется «Программа». Кавадзири, снявший близкие к гениальности «Манускрипт ниндзя» и «Охотника за вампирами D», остался верен своей пластичной готической стилистике. В пространстве учебной программы происходит бой между двумя повстанцами — женщиной и решившим вернуться в Матрицу мужчиной. Программа декорирована под японский интерьер, цифровые призраки в доспехах самураев бьются среди буддийских арок и крыш пагод.
С каждым новым сюжетом становятся всё отчетливее причины, по которым этот фильм занял такое внушительное место в современном кино. Почти ничего нового — и масса оттенков, намёков, набросков. Осколков культуры, собранных Вачовски в витраж «Матрицы». В каждом осколке — солнце узнаваемых мотивов, ярко сверкающих в «Аниматрице».
Вот сюжет под названием «История детектива», честно признающая влияние старого фильма-нуар на хай-тек-триллер о людях-батарейках. Вот история о боевом роботе, похожем на опасное насекомое, которого люди затянули в виртуальное пространство со странными сияющими ангелами — снятся ли ему электроовцы? Вот призрачный сюжет «За пределами» — кристаллический сгусток японской анимации, изящной и болезненной.
В сущности, «Аниматрица» — это путеводитель по банальности. Банальности того особого рода, что будит только радость узнавания, а не скуку повторения. Ту же радость узнавания, которую будила первая «Матрица», — физиологическое удовольствие от того, что кто-то заново собрал мир из привычного хлама, передаёт «Газета.ru».