«Алиса в стране войны»
Алиса Коваленко снимала войну, Любовь Дуракова — Алису. Так стипендиаты киношколы польского режиссёра Анджея Вайды описывают работу над фильмом «Алиса в стране войны». Документальную ленту они называют дневником переживаний о происходящем в Украине — с начала событий на Майдане до конфликта на Донбассе.
Девушки жили в одном общежитии Киевского национального университета театра, кино и телевидения. Люба снимала о том, как события на Майдане меняют жизнь одного человека. Алиса документировала войну. Темы режиссёров объединили в одну, когда в 2015 году они стали стипендиатами польской киношколы.
«Наш монтажёр, когда просматривал материал, услышал, как один военный несколько раз называет меня «Алисой в стране войны», — так родилось название документальной ленты, объясняет главная героиня.
В основе фильма — история любви 26-летней студентки. Алиса влюбляется в Стефана, французского журналиста. Ещё до революции с друзьями в общежитии Алиса поёт «Пливе кача» — песню-символ событий на Майдане.
«Мы тогда ещё не знали, что с нами будет, как изменимся мы, а вместе с нами — значение и восприятие этой песни», — так начинается документальный фильм.
Студенты рвутся из общежития на Майдан. В кадре — Алиса, то с камерой, то с брусчаткой в руках. Уже тогда девушка чувствует себя бесполезной — хочет «стать медиком, бойцом, кем угодно». Революция побеждает. Начинаются события в Крыму и на Донбассе. Кадр разговора Алисы с другом из Крыма сменяет съёмка в поезде. «Я ехала на войну за жизнью», — потом объяснит Алиса.
Она берёт камеру и вместе со Стефаном отправляется в Донецк: «Он писал статью об украинских военных, взятых сепаратистами в плен. Шутил, что надеется не увидеть меня в списке пленных. Страшно не хотел брать меня с собой».
Тем временем в Донецке захватывают облгосадминистрацию. В городе появляются флаги «ДНР», звучат лозунги: «Мой дом — русский дом». То, чего так боялся Стефан, произошло — на выезде из Краматорска Алиса попадает в плен к сепаратистам: «Пять дней держали. Шпион, наводчица — стандартный набор. Не обменивали, отпустили. Это сейчас разработают системы обменов. А тогда был просто хаос».
Алису это не останавливает, после небольшого перерыва она снова отправляется на Донбасс. Живёт на позициях добровольцев «Правого сектора» в Песках.
«Сначала военные не понимали, что такое документалист. Они удивлялись — что это за журналист, который приехал, смотрит, но вопросов не задаёт. Когда я пробыла там довольно долго, они стали понимать, что я не журналист. Журналисты часто приезжали на часик, брали интервью и уезжали. Один из командиров даже спрашивал меня, почему они не останутся дольше, не посмотрят, как здесь живётся», — рассказывает Алиса.
Девушка снимала всё, что происходит на позициях военных: вот они прячутся в блиндаж, готовят ужин, отмечают Новый год. В одном из эпизодов боец внезапно начинает читать Алисе стихотворение.
«Помню, как у меня села камера. Я полдня сидела в очереди к генератору, чтобы её зарядить. Тогда ко мне подошёл военный и стал рассказывать о разных видах Луны, которые он здесь наблюдал. Жаль, что не смогла снять», — вспоминает режиссёр.
Алисе не хотелось оставаться в стороне, она стремилась стать участником. В фильме героиня надевает камуфляж и учится стрелять. Стефан просит её не делать этого, не хочет, чтобы она больше ездила на восток.
Документальная лента «Алиса в стране войны» получила несколько наград зарубежных кинофестивалей.
О пребывании в плену героиня фильма рассказала в одноимённом спектакле «Театра переселенца» в Киеве. Ей помогали военный психолог Алексей Карачинский и режиссёр Георг Жено. Документалистка считает, что после такой терапии ей стало легче.
Фильм «Алиса в стране войны» показали в Харькове в рамках фестиваля документального кино о правах человека Docudays. Другие фильмы, отобранные фестивалем, можно посмотреть до 10 ноября в кинотеатре «8 1/2».
-
Теги:
- АТО,
- документальное кино,
- Майдан