«Матч смерти». К Евро-2012
– Масик, в городе НЕМЦЫ! Я серьёзно! Тут флаги фашистские, техника, Масик, что происходит???
Кричала в мобильник перепуганная девушка на улице Университетской. Не слышала, какую версию выдвинул Масик, но знаю верную – в Харькове снимают художественный фильм.
Историческая драма, экранизация легендарного «матча смерти». Помните, чёрно-белый фильм «Третий тайм» (1962 года)? Вот, те самые события. Только немножко правдивее и без пафоса, объясняет исполнительный продюсер Максим Асадчий. Рабочее название картины «Матч». В прокате, скорее всего, называться будет так же.
Август 1942 года, оккупированный Киев. Смертоносная игра столичного клуба «Динамо» с командой немецких ВВС «Люфтваффе». Счёт 5:3. По легенде советской, наших футболистов «уговаривают» проиграть, они отказываются. После матча всю команду расстреливают.
Легенда красивая, идейная, нужная. Новая история героизма спортсменов не опровергает, просто всё было немного по-другому. Не так быстро, не так просто и не так книжно.
В команде хлебозавода №1 «Старт», которая блестяще играла сезон 1942 года в столице, действительно большинство футболистов были из киевского «Динамо» (они работали на заводе во время оккупации). Это известный в довоенной Украине голкипер Николай Трусевич, бомбардир Макар Гончаренко, Алексей Клименко, Василий Сухарёв, Иван Кузьменко и другие. Афиши того сезона до сих пор хранятся в государственных архивах. Ребята сыграли десять матчей и в каждом одержали абсолютную победу. Общий счёт сезона – 52:14. Встречи проходили не только с немцами: на столичное поле неоднократно выходила сборная Венгрии и несколько украинских команд. Например, «Рух», которую называли профашистской. «Матчем смерти» считается последняя, точнее, самая громкая игра сезона – «Старт» против сборной немецкой армии «Флакельф» (в неё входили лётчики, техники и несколько профессиональных футболистов). Наша победа – 5:3.
Однако через неделю, 16 августа, согласно документам, «Старт» играет ещё один матч, товарищеский. «Рух» пролетает «всухую» – 8:0. На следующий день девять человек «стартовцев», только тех, которые работали на хлебозаводе, арестовали. Спустя несколько месяцев четверо были расстреляны, остальные находились в концлагере до прихода советских войск.
В «Матче» современном, смертной казни не будет. Жестокость войны, поломанные судьбы, футбол и любовь.
В основе сюжета – драматическая история любви вратаря киевского «Динамо» Николая Трусевича. Его играет Сергей Безруков. Образ невесты футболиста, Анны, воплощает Елизавета Боярская.
Футбольные сцены фильма снимают под Киевом, на старом стадионе. Оккупированную столицу «перенесли» в Харьков. Продюсер объясняет: в нашем городе, особенно на некоторых улицах, за 70 лет почти ничего не поменялось. Оговаривается: «Шучу». Много старых, неотреставрированных фасадов и значительно меньше, чем в столице, спутниковых «тарелок», кондиционеров, пластиковых окон. То, что есть, легко драпируется плакатами и флагами.
Сегодня улица Университетская – это Крещатик 21 сентября 1941 года. Въезд немцев в Киев.
Встречают новую власть радушно. Кричат «ура» бросают цветы, машут флажками со свастикой. УКЦ «Юность» превратился в городскую Управу, возле неё – основное действо.
Улица огорожена, «зевак» не пускают, съёмка даже на мобильный запрещена. Прессу аккуратно заводят на съёмочную площадку: «к режиссёру не подходить, вести себя тихо, камеру включать только в промежутках между дублями».
Самая массовая сцена. Участников в общей сложности около тысячи человек. В массовке – харьковчане. К трём часам дня выглядят очень правдоподобно – измученные «войной». Пошел четвёртый дубль.
Чувства смешанные. С одной стороны жутковато – техника, свастика, автоматы, офицеры гестапо – слава богу, что кино. С другой – сам процесс съёмок, очень захватывающее зрелище.
– Мотор! Камера! Поехали!
Голос режиссёра (Андрей Малюков, известный по фильму «Мы из будущего») заставляет вздрагивать, гремит на несколько улиц. Самого творца не видно, он сидит в специальном фургончике и весь процесс наблюдает в мониторы. Оттуда командует «армией».
Звёзды, Безруков и Боярская, в этой сцене не задействованы. Сергей в любом случае до конца съёмок с прессой не общается – принцип.
С удовольствием делится впечатлениями его киношный брат, актёр Сергей Романович, студент ВГИКа.
О Безрукове говорит «профессионал и талантище», о своей роли «сложноватая». Он – подросток-максималист, хочет взорвать всех немцев. Старший брат слишком миролюбив, у них сложные отношения.
Харькова 19-летний актёр почти не видел, разве что из окна гостиницы. Съёмки начинаются в восемь утра и длятся до позднего вечера, рассказывает юноша.
Между громогласными «Мотор! Камера!» – короткие перерывы. «Немцы» заигрывают с журналистками, массовка позирует возле техники. Чувство тревожности отступает, курьёзы на каждом шагу.
Тысячи костюмов, сотни людей, вагоны реквизита – всё везли из Москвы и Киева. Кинолента – совместный российско-украинский проект.
Среди украинских актёров, играющих в фильме, – Остап Ступка, Александр Кобзарь, Станислав Боклан и Игорь Гнездилов. В эпизодических ролях снимаются актёры харьковского драматического театра им. Шевченко.
Съёмки в Харькове продлятся десять дней, в ленту «войдут» улицы Чеботарская, Краснооктябрьская, Бурсацкий спуск.
Бюджет картины – 10 миллионов долларов.
На экраны фильм должен выйти весной 2012 года, к 70-й годовщине событий и к Евро-2012.