Реставраторы: власть над временем и искусством
В галерее «Академия» — выставка отреставрированных картин. Большая часть экспонатов — деревянные иконы. Реставраторы говорят, что сегодня больше всего работы им добавляют коммунальные проблемы современных музеев. Сырость и холод могут уничтожить работы старых мастеров всего за несколько месяцев.
Эту картину реставраторы нашли в католическом костеле. Художники говорят, что именно церковь сейчас главный заказчик реставрационных работ. Последнее время в мастерскую стали обращаться и частные коллекционеры. Тем более что в мастерской Академии дизайна за восстановление исторических и художественных ценностей денег не берут. Здесь работают студенты, а для них, говорят в Академии, главное практика.
Наталья Заикина, реставратор: «Иконы бывают разные. Бывают такие, которые восстанавливаются за полгода, в зависимости от степени разрушения, а бывают такие, которые нужно восстанавливать несколько лет».
Вот в таком состоянии картины попадают в мастерскую реставраторов. Работа над этой иконой ещё не начиналась. Реставраторы говорят, что сначала нужно восстановить дерево — основу иконы.
Виталий Севрюков, студент: «Нам нужно узнать, какой краской он писал, какие цвета использовал. Вот видите, здесь он серым писал, а из-за лака он кажется желтым, местами зелёным, коричневатым.
Эта икона — самая древняя работа на выставке в «Академии». Дату создания исследователи определили благодаря маленькой детали — вот так выглядел герб Папы Римского Бенедикта XV, который правил в Ватикане в середине XVIII века. Особым талантом автор этой картины, по словам реставраторов, не отличался, исследователей она заинтересовала после рентген-анализа.
Анатолий Долуда, завкафедрой реставрации Харьковской государственной академии дизайна и искусств: «Оказалось, что под этой работой находится женский портрет. Мы хотели её расслоить и сделать две работы, но женский портрет композиционно находится неправильно, он обрезан пополам. Мы решили эту работу восстановить».
Нанести вред картине могут не только сырость и время. Вот в таком виде в мастерскую поступила картина «жница». Правую руку женщины закрывал сноп пшеницы. Хозяину картины такое положение не понравилось и он дорисовал руку прямо на холст.