65 лет назад по улицам Харькова проехал первый троллейбус
Сегодня юбилей отмечает харьковский троллейбус. 65 лет назад, 5 мая 1939 года на единственный в городе маршрут вышли первые троллейбусы. Этот вид транспорта в Харькове появился после Москвы и Киева. Историки рассказывают, что первые месяцы харьковчане катались на троллейбусах, как на новом аттракционе.
Первый харьковский троллейбус – ЯТБ-4. Деревянный и громоздкий. Десять таких троллейбусов в 1939 году партия и правительство страны Советов подарили трудящимся Харькова. Первого мая новые машины ярославского производства впервые вышли на линию.
Где сейчас Зеркальная струя, было самое первое троллейбусное депо. Впрочем, депо – понятие весьма условное, троллейбусы стояли здесь просто под открытым небом. Первые харьковские троллейбусы ходили от площади Тевелева, нынешней Конституции, до парка Горького.
Первые троллейбусы, рассказывают в музее истории харьковского горэлектротранса, вызывали у горожан ажиотаж. Завидев новую необычную машину, харьковчане говорили, что это мичуринский гибрид – помесь автобуса с трамваем.
Валентина Пафык, заведующая музея истории «Горэлектронтанспорта»: Старожилы вспоминают, родители брали своих детей покататься на троллейбусе. Это было как аттракцион.
До войны в Харькове успели открыть еще один троллейбусный маршрут – от центра города до Южного вокзала. На обеих линиях работало двадцать две машины. Новые – уже металлические – троллейбусы появились в Харькове в 1948 году. А в 70-м город купил первые импортные – чешские – машины. Последний такой троллейбус возил пассажиров в конце восьмидесятых. Большинство нынешних троллейбусов сделаны на заводе имени Урицкого, в российском городе Энгельсе.
Валентина Пахомова, водитель троллейбуса:– Отлично! Хорошо работается! Отличный троллейбус после капитального ремонта. Мягкий, хорошо идет, штанги не падают.
Сегодня по городу ездят и отечественные троллейбусы, из Днепропетровска, а также румынские – «ДАКи», в народе «гармошки», которые появились в Харькове 15 лет назад.