Эволюция красоты. Мода и «Мисс Вселенная»
Всё началось с обсуждения в ньюзруме победительницы «Мисс Вселенная 2012». После коллективного просмотра новости с её фото я высказала мысль, что уж больно она похожа на андроида и что здорово было бы проследить на примере коронованных «Мисс Вселенная», как менялись стандарты женской красоты.
Одобрение главного редактора — и я счастливый обладатель площадки, где можно показать, как от десятилетия к десятилетию менялась внешность женщины и какие события этому сопутствовали.
С точки зрения антропологов, десятилетие — ничтожно малый срок, но вы удивитесь тому, как с каждой сменой «иконы стиля» почти мгновенно происходили фантастические перемены в мире женщин. Допустим, одежда, волосы, макияж — тут просто и понятно. Но фигура! По первому требованию моды покатые плечи становились прямыми, исчезала и вырастала грудь, уменьшался или увеличивался объём бёдер и так далее. И всё это не раз в сто лет, а каждые десять. Мы, что — трансформеры?
«Мисс Вселенная 1952»
Формально первая «Мисс Вселенная» правила в 1953 году, 60 лет назад, как-никак юбилей — и есть повод отметить. Рождению конкурса послужил курьёзный случай: победительница «Мисс Америка 1951» Иоланда Бетбезе отказалась позировать в купальниках Catalina (их производила компания Pacific Mills — крупнейший спонсор конкурса «Мисс Америка»).
Иоланда, будучи ученицей церковной школы, принимала участие в конкурсе ради стипендии, которую ежегодно учреждал тот самый главный спонсор. После победы коронованная «Мисс Америка» отказалась от съёмок в бикини для журналов и заявила: «Я оперная певица, а не пин-ап!».
На снимках ниже, сделанных за два года до скандала во время конкурса «Мисс Америка 1951», Иоланда спокойно позирует в купальнике — и карьера оперной певицы ей явно не помеха. Эти женщины такие женщины…
Фирма Pacific Mills, опасаясь подобных случаев в будущем, вышла из спонсорского состава конкурса «Мисс Америка» и основала свой международный конкурс — «Мисс Вселенная».
Кстати, всемирный дебют обнажённого тела состоялся задолго до этого инцидента: 8 сентября 1921 года конкурсантки впервые появились на публике в купальных костюмах.
50-е: точка отсчёта
Знаменитый модельер Поль Пуаре в десятых годах прошлого столетия, преодолевая эпоху, избавил женщин от корсета и дал им чувство свободы. Подарил жизнь в красочных платьях, расшитых бисером и камнями, с завышенной талией — и, самое главное, жизнь без китового уса и нюхательной соли. Но в пятидесятые с особым тщанием их вновь «упаковал» в корсет Кристиан Диор. И попал в точку!
К середине 20-го века мир устал от великих духовных, культурных, политических перемен и потрясений — Первой мировой войны, бунта 20-х годов, мирового экономического кризиса 30-х и ужасов Второй мировой. После невыразительной, скудной, бедной одежды с «квадратными» плечами 30-х и 40-х годов женщины мечтали о мягких силуэтах и расточительном изобилии тканей, они хотели быть изнеженными, оберегаемыми и ни за что не отвечающими. Пришло время крутого поворота в моде.
50-е — это суперженственный образ, который позже получил название New Look. В права вступил новый эталон женской красоты и сексуальности. Известна даже точная дата — 12 февраля 1947 года, — именно в этот день Кристиан Диор представил свою первую коллекцию, которая стала мировой сенсацией.
Секрет успеха нового образа заключался в том, что он в корне отличался от моды предыдущих десятилетий. Коллекция была именно той «романтической линией», которая позволила женщинам вновь почувствовать себя слабым полом.
Для справки: обычное платье от Кристиана Диора вместе с нижними юбками весило около 4 килограммов, а вечерний туалет — все 30 (!). Надеть на себя подобный наряд женщина могла только с посторонней помощью. В нём очень сложно было танцевать, но, несмотря на все неудобства, новому стилю поклонялись миллионы людей по всему миру.
Красавицы послевоенного шика: Мэрилин Монро, Ава Гарднер, Элизабет Тейлор, Ким Новак, Джина Лоллобриджида, Анита Экберг, Грейс Келли, Одри Хепбёрн.
Начало 50-х. Леди «с формами»
Силуэт, предложенный Кристианом Диором, был воплощением женственности: покатые плечи, округлая линия груди, осиная талия и широкие, расходящиеся книзу юбки. Здесь очень важно было, чтобы фигура той, кто носит эту одежду, соответствовала эталону — внешне напоминала песочные часы. Женская худоба отошла на второй план: в моду вернулись подушечки для бёдер и груди, появились бюстье и новый вид эластичного корсета, который утягивал талию.
Заканчивал образ макияж — женственный и сексуальный. На благородно бледной коже чёрной подводкой чётко очерчивались глаза: стрелка, проведённая по верхнему веку, создавала эффект кошачьего глаза; на ресницы обязательно наносили несколько слоёв туши или использовали накладные ресницы — они должны были быть объёмными и пушистыми; брови подводили, придавая им форму «домика». И, наконец, непременный атрибут макияжа 50-х — ярко-красные губы — квинтэссенция образа совершенно новой, уверенной в себе и сексуальной женщины. Именно тогда красные губы провозгласили символом секса и женщина с красными губами превратилась в даму-лозунг: «Возьмите меня немедленно!».
Образцом-эталоном женской красоты, стиля и сексуальности в начале 50-х годов прошлого столетия была Мэрилин Монро. Она начала карьеру, будучи ещё Нормой Джин Бейкер, как модель и позировала для журналов в купальниках Catalina swimwear. (О да! В тех самых, скандальных.)
Сейчас она вряд ли нашла бы работу модели с её ростом и объёмами: при росте всего 162 сантиметра размер одежды Мэрилин соответствовал примерно 46-48-му современному украинскому. Тогда это было в рамках нормы. К тому же не последнюю роль в насаждении стандартов женской красоты играли модные журналы и Голливуд. В то время в видоискатель кинокамеры попадали в основном крупные планы, акцент делался на лицо и грудь кинодив — росту не придавали значения. Как результат — броская и обольстительная красота Мэрилин обезоруживала мужчин по всему миру. Миллионы женщин, пытаясь подражать ей, без сожаления стриглись и перекрашивались в блондинок, копировали укладку, стиль одежды, макияж и легендарную мушку.
Мэрилин считала, что её губы недостаточно пухлые, именно поэтому в макияже она использовала сразу несколько оттенков красной помады. И по той же причине на фото она всегда с приоткрытым ртом. Эта манера позирования до сих пор пользуется невероятной популярностью, что уже говорить о её современницах!
Присмотритесь, все коронованные «Мисс Вселенная» первой половины 50-х «работают» в стиле Мэрилин.
В 1956 году на экраны вышла культовая кинодрама «Гигант» с Элизабет Тейлор в главной роли — добавилась ещё одна «икона стиля». При этом для создания собственного образа и Тейлор, и Монро использовали очень похожие приёмы, кроме, разве что, цвета волос.
Новый кумир — новые фаворитки у жюри «Мисс Вселенная». Вот они — победительницы конкурса с 1956-го по 1959 год.
Конец 50-х. Субтильность
На прощание 50-е выдвинули новый эталон женской красоты — Одри Хепбёрн. Совершенно «неформатная» для десятилетия, обладающая природной аристократической внешностью, женственностью и шармом, Одри разительно отличалась от в чём-то вульгарных, броских и очень сексапильных современниц. На фоне Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор она выглядела чистым ангелом.
Хепбёрн была высокой — 170 сантиметров — и при этом весила всего 46 килограммов. Обладая фигурой девушки-подростка — маленькая грудь и узкие бёдра — она никогда не меняла её с помощью одежды. После выхода фильмов «Сабрина» и «Забавная мордашка» её манера одеваться стала новым образцом для подражания.
Одри Хепбёрн очень часто появлялась на обложках женских журналов Vogue, Harper’s Bazаar, Cosmopolitan и Marie Claire.
Юбер де Живанши, известнейший дизайнер и близкий друг Одри Хепбёрн, говорил, что нет ни одной женщины, которая бы не мечтала быть на неё похожа. «Нескучная классика» — так называли её стиль, которому Одри никогда не изменяла. Стиль утончённый, сдержанный, строгий и в то же время элегантный. Одри отдавала предпочтение простоте и минимализму в одежде: в основе её гардероба были узкие короткие брюки, юбки-карандаши, трапециевидные жакеты, балетки и туфли на невысоком каблуке. Но она не отказывалась от мини, пышных юбок и красивых вечерних платьев. А знаменитый четырёхугольный вырез горловины после выхода фильма «Сабрина» получил одноимённое название — «Сабрина-декольте».
Аристократический макияж Одри — сдержанный, без избытка цвета и дополнительного лоска, — отныне и дальше новый эталон. В макияже губ теперь используются матовые помады по большей части натуральных оттенков.
А вот и достойное окончание первого десятилетия конкурса «Мисс Вселенная»: 1959 год, Акико Кодзима, которую судьи назвали «нестандартной японкой». Её рост был 170 сантиметров, что идеально вписывалось в конкурсную таблицу стандартов, и при этом была похожа на Одри Хепбёрн.
Ровно через неделю поговорим о следующей смене эталонов женской красоты: сразу две революции — сексуальная и та, что совершили мини-юбки в мире Высокой Моды; первая топ-модель; закат Голливуда; первые чернокожие участницы конкурса «Мисс Вселенная»; вездесущая политика и многое другое. До встречи в 60-х.