Web Analytics
Отец Валерий. «Афганский» батюшка | MediaPort

Вечер пятницы. В харьковском Дворце студентов юракадемии — собрание, посвященное 25-й годовщине вывода войск из Афганистана. Человек в рясе здесь выглядит чужим только для посторонних. «Свои» узнают священника и задают ему совсем не церковный вопрос: «Где служили, отец?». 

Священнослужитель называет афганские топонимы: Гульхана, Халкояр… В Афганистане отец Валерий — правда, тогда его все звали по-мирскому: Валерий Полевой — провёл год и восемь месяцев.

Служба в погранвойсках Полевому досталась «по наследству» — его отец и дед были пограничниками. К армии готовился заранее — занимался классической борьбой, боксом, окончил автошколу при ДОСААФ.

Призвали Полевого в 1981 году. После курса молодого бойца командование отправило его в Хорогский погранотряд. Службу в Афганистане Полевой начал водителем-подносчиком  миномётного взвода, закончил заместителем командира взвода.

О службе в Афганистане отец Валерий говорит сдержанно. Сейчас у него — совсем другая повестка дня. Но от ответов не уходит. Иногда вопросы задаёт сам себе.

«Почему я от оружия не отказался? Так это, я извиняюсь, защита Отечества».

Отец Валерий говорит, что его подразделению в «ближнем бое» участовать ни разу не пришлось.

«При необходимости мы могли огонь заграждения поставить или  убедиться, что в той или другой «зелёнке» (местность покрытая растительностью — ред.) никого нет, направив туда часть огня. Или же, заметив подозрительный караван, открыть предупредительный огонь, обстреляв горы, вершины, тропы», — рассказывает ветеран Афганистана.

Вспоминает, что солдатам часто приходилось быть и «строителями».

«Там уже ребята освоили объекты, и нам довелось их совершенствовать, достраивать, обживать это ущелье. Сама местность — она, казалось бы, каменистая, но и болотистая, однако. Потому что Гульхана — это по колено в воде, кое-где сопки, там всё из камня и песка. Так что пришлось кое-где копать, а кое-где и киркой сопки обивать».

Доставка продуктов в горах, рассказывает отец Валерий, довольно сложная «операция», которая не всегда бывала успешной.

«Когда совершаешь определённый выход или ещё что-то, и, возвращаясь, можешь просто прийти к тому, что тебе нечего покушать. Привык относиться к продуктам экономно, поэтому сейчас хорошо держу посты по сей день», — улыбается священнослужитель.

Служба в Афганистане на решение стать священником никак не повлияла, говорит отец Валерий. Если бы не армия, выбрал духовный путь раньше. Он родился в верующей семье. На вопрос, был ли членом партии в советские годы, отвечает отрицательно. Более того: рассказывает, что в армейскую гимнастёрку зашивал крестик.

«В армию я уходил через Благовещенский собор. Помолился, попрощался с родными — и поехал на призывной пункт. И из армии когда вернулся, не домой сразу поехал, а сначала в Благовещенский собор».

После Афганистана Валерий Полевой устроился работать на завод. Но военкомат не дал ему «засидеться» на гражданке. Полевого отправили на курсы повышения квалификации, затем — в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище имени Брежнева. В итоге в запас он уволился в звании капитана.

В начале духовной службы воин-афганец был иподиаконом при митрополите Харьковском и Богодуховском Никодиме. То есть помогал во время богослужений — держал кадило, зажигал свечи, подавал нужную атрибутику. Затем окончил Харьковскую духовную семинарию и стал настоятелем Свято-Георгиевского храма (Харьков, МЖК «Интернационалист»).

Стоя в новом здании храма, высотой с шестнадцатиэтажку, священник предлагает посмотреть в окно. Из него видно одноэтажное здание старой церкви, больше похожей на сторожку. Сейчас она — за забором коттеджного посёлка, и на фоне домов «новых украинцев» смотрится совсем неброско.

«Когда я пришёл сюда служить, на месте нового храма было чистое поле», — говорит отец Валерий.

Открытие верхнего храма Святого Георгия Победоносца. Май 2013 года.
Открытие верхнего храма Святого Георгия Победоносца. Май 2013 года.

Новое здание настоятель отстроил за 13 лет. Собирал пожертвования, искал спонсоров.

Сам отец двоих детей, настоятель продумал проект с оглядкой на самых маленьких прихожан. 

«Это икона — помощница в учёбе. Почему она так низко висит? Потому что первоклассники высоко не достают. И вот тут у меня излюбленное место деток, которые здесь приходят».

Впрочем, отец Валерий выполняет не только организаторскую роль. Говорит: постоянно приходится самому делать какие-то строительные работы. Да и колокола из соседней области священник привозил сам. Сел в грузовую «ГАЗель» и поехал. Вместе с прихожанами священник ремонтирует оклады икон. 

В храм «афганского» священника часто приходят воины-интернационалисты. В заупокойном уголке стоит книга с именами харьковчан, погибших в Афганистане и во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Отец Валерий несколько раз в месяц зачитывает имена всех 256 жителей Харькова, погибших в Афганистане, во время молитвы.

«Есть даже ребята, по именам которых можно сказать, что они не православные. Но они всё равно есть в списке, и я их читаю. Потому что, вы понимаете — я не хочу оскорбить его веру и не хочу оскорбить, если я ошибаюсь».

Отец Валерий рассказывает: некоторые сослуживцы посмеивались над ним, когда стал священником. Потом сами стали приходить в храм. Священнослужитель убеждён: вера помогла ему легче пережить «синдром вернувшегося с войны». И теперь он может подсказать «афганцам» способ лечения «болезни».

«Молитва утешает, молитва даёт сил, молитва даёт крепость. Когда ты молишься, тихонечко молчишь дальше и продолжаешь молиться, это даёт тебе сил к тому, что не нужно останавливаться».