«Услышать каждого». Президентские ответы на харьковские вопросы
Вопросы из Харькова Виктору Януковичу во время его «Диалога со страной» задавали из диспетчерской скорой помощи. О том, что в эфир к Президенту можно будет попасть оттуда, было известно лишь организаторам телемоста.
Неразглашение данных о местах включений и.о. гендиректора Первого национального канала Александр Пантелеймонов объяснил «общей драматургией».
В интервью «Украинской правде» он сказал, что так зрителям будет интересно смотреть, а на вопрос, каким образом подбирали людей, которые смогут пообщаться с Януковичем, Пантелеймонов отметил: «Прийти может кто угодно». Хотя места включений (в Харькове это диспетчерская скорой помощи на улице Краснооктябрьской, 41) знали только организаторы.
Больше чем за час до начала телемоста у здания «скорой» появилась милиция.
Зачем такие меры безопасности, ведь Президент будет по ту сторону экрана, объяснила Виктория Маренич, начальник управления по вопросам прессы и информации обладминистрации. По её мнению, присутствие прессы и посторонних людей могло бы помешать съёмочному процессу.
«Это не простая площадка на улице, на площади, где вы можете зайти. Здесь помещение 60 квадратных метров, где работает семь диспетчеров в режиме реального времени. И, может быть, в связи с этим вызваны, как вы говорите, «меры безопасности» на сегодняшний день. Ну, вот представьте себе, что в студию какой-то телекомпании пытаются зайти чужие какие-то люди для того, ну, что-то они там захотели. Пустите? Я думаю, что вряд ли. Я думаю, что любая студия, любой прямой эфир он сопряжён с какими-то условностями, запретами. Здесь запрет, единственное, что… Никаких особых запретов нет. Люди пришли работать на смене. Сейчас мы готовимся к включению. Я здесь для того, чтобы, по сути, такая функция организатора, если возникают какие-то вопросы. В плане организации тех людей. То есть не было никаких жёстких требований, не было никаких условностей, чтобы говорили «вот так вот» — нет, абсолютно», — объяснила она.
«Относительно того, попадёт ли человек, который захочет что-то спросить. Вы знаете, к нам никто не обращался», — добавляет Виктория Маренич.
Наверное, потому, что никто не знал место?
«Вы знаете, есть прямой номер телефона, может любой человек задать вопрос и оставить его. Я думаю, это прекрасная возможность», — рекомендует начальник управления по вопросам прессы и информации.
По сценарию «Диалога со страной» Харьков «включается» третьим по счёту.
Первый вопрос — от заведующего отделением Cергея Мокляка.
«Добрый день, господин Президент. Я вас приветствую. Хочу задать вопрос Виктору Фёдоровичу. Есть такой приказ, Виктор Фёдорович, №333 МОЗ Украины от 2000 года. Этот приказ не регламентирует работу экстренной медицинской помощи. Он не учитывает рельеф местности, он не учитывает количество населения, плотность населения, а также создания экстренных отделений в больницах. В связи с этим он мешает реформе. Просим Вас, если можно, чтобы этот закон носил для нас рекомендательный характер, а не был обязательным. Потому как все фискальные органы, которые проверяют, считают, что мы должны выполнять этот приказ», — рассказал главе государства Мокляк.
Президент возмутился и пообещал «начать действовать».
«Нам часто приходится сталкиваться с вопросами, когда чиновники из центра выдают приказы, а мы на местах страдаем от различных неудобств. Безусловно, любой министр, когда подписывает любой приказ, он должен сначала собрать руководителей регионов, разобраться, спросить мнение, а затем принять решение», — ответил Янукович.
«Я обязательно сделаю замечание министру Богатырёвой, как минимум, и скажу премьер-министру, чтобы он обратил на это внимание, что министры и органы центральных органов власти должны все свои решения принимать вместе с руководителями регионов, соответствующими ведомствами и желательно знать точку зрения, как минимум, общественных организаций, то есть точку зрения общественности», — добавил он.
Приказ №333, согласился Янукович, «должен носить рекомендательный характер».
Ещё один вопрос, последний из Харькова, задала старший фельдшер Ольга Мокрий.
«Добрый день, господин Президент. Скажите, пожалуйста, что можно сделать для того, чтобы полностью обеспечить скорую неотложную помощь транспортом? Спасибо», — коротко спросила медработник.
Улыбнувшись, Янукович ответил: «Нужно время и большие деньги».
«Мы с вами выбрали единственный правильный путь организации системы скорой медицинской помощи в стране. Цели мы определили правильно. Сейчас нам нужно сгруппировано, сообща, с учётом наших возможностей, как можно скорее выполнить это задание. Это очень хорошо, что начала работать система GPS-навигации. Прекрасно. Диспетчер видит, когда идёт вызов, он видит, где находится автомобиль, какому автомобилю дать приказ, чтоб он скорее приехал. Потому норматив в городе 10 минут вызов, а в сельской местности — 20 минут. Он, безусловно, условный. Но если мы не будем ориентироваться на эти ориентиры, мы не достигнем цели», — заявил Президент.
«Также мы должны учитывать и то, что у нас подвижный состав очень плохой, и нам его нужно обновлять. В прошлом году мы около 300 медицинских помощей, в том числе и реанимационных автомобилей мы приобрели в регионе. И каждый год мы будем выполнять это задание. По моим расчетам, нам нужно будет ещё около полутора лет до двух, не более. То есть в 14 году мы должны иметь завершённую работу по налаживанию системы экстренной медицинской помощи», — пообещал Янукович.
А ещё сказал, что нужно строить дороги и повышать зарплату медикам.
«Если не будет дорог, у нас будут проблемы. Нам надо учесть сложные регионы, где сложная местность, горные регионы. У нас в некоторых регионах начали работать там. Ну, единицы. Начали работать вертолёты. Их единицы. Нам нужно использовать эту авиацию новую. И такие самолёты как АН-2 — они могут работать на равнинной части нашего государства. То есть в центральных регионах. Можно всё — это та работа, которую мы должны выполнить на всех уровнях», — заявил Президент.
За четыре часа «общения с народом» Виктор Янукович ответил на 25 вопросов из регионов и ещё 16 — от журналистов, подсчитали в пресс-службе главы государства.
На «горячую линию» позвонили больше 21 тысячи человек.
«Глава государства в эфире ответил на 4 наиболее типичных вопроса граждан Украины, которые поступали на «горячую линию», — говорится в сообщении на сайте Президента.
Остальные вопросы пообещали записать и рассмотреть отдельно.
Любопытно, что один вопрос — о камерах наблюдения в палате Юлии Тимошенко — решился чрезвычайно быстро. Янукович всего лишь сказал, что хотел бы убрать камеры наблюдения, «чтобы никого не дразнить». Спустя пять часов Государственная пенитенциарная служба отчиталась: видеонаблюдения больше нет.
Впервые выйти на связь со всей страной Виктор Янукович решил в 2011 году. Тогда телемост назывался «Прямой разговор». Площадку для включения из Харькова организовали возле стадиона «Металлист». Единственный вопрос, который задали харьковчане Януковичу, — о спортплощадках во дворах.