«Стоп цензуре» в Харькове. Реакция Кернеса
Харьков посетили известные украинские журналисты, медиа-эксперты, участники движения «Стоп цензуре». Киевские журналисты пытаются разобраться с ситуацией вокруг невыхода в эфир трёх телекомпаний — «АТН», «А/ТВК» и «Фора». По итогам визита киевляне обещают сделать выводы.
Вчера днём гости из Киева встретились с мэром Харькова Геннадием Кернесом, представителями провайдеров и руководством телекомпаний, оставшихся без эфира. Встреча проходила в Малом зале Харьковского горсовета за закрытыми дверями. В пресс-службе горсовета утверждают: непубличность мероприятия — это условие представителей организации «Стоп цензуре». Подтверждение этому, говорят в пресс-службе, — переписка с киевлянами.
Организаторы встречи со стороны «Стоп цензуре» заявляют обратное: непубличность мероприятия — это условие горсовета.
Сегодня Геннадий Кернес уверяет: на встречу в горсовете могли пройти представители всех СМИ.
В любом случае, журналисты не попали на встречу. К примеру, корреспондента агентства «Интерфакс» Елену Львову в зал не пустил охранник Геннадия Кернеса. Тем не менее шеф-редактор интернет-группы «Дозоры» Ростислав Касьяненко на встречу попал без проблем.
Андрей Сидоренко, организатор встречи (объясняет возле Малого зала): «По договорённости с городским головой, у нас было условие, что встреча состоится без журналистов, за закрытыми дверями. Для того, чтобы мы могли услышать две стороны…»
— А те камеры, которые там находятся?
— Эти камеры, как нам сказали, это камеры муниципальные.
— То есть это было его условие или ваше?
— Это было условие, непосредственно договорённость с Харьковским городским головой. Их условие, да.
Наталья Соколенко, СТБ, «Стоп цензуре»: «Если это даже письменно оформленно (то, что встреча закрытая, — ред.), то это только потому, что это городская власть так посчитала, а не мы, журналисты. Потому что это вообще бред! Мы не акционеры, не собственники, не потенциальные собственники, мы не собираемся покупать каналы, вещать или баллотироваться в депутаты по Харькову, не собираемся этого делать. Нам абсолютно нечего скрывать. Мы наоборот заинтересованы в максимальной открытости».
Встречу снимали видеооператоры «Харьковских известий». По словам советника мэра Харькова Юрия Сидоренко, эту запись делали не для трансляции где-либо, а для архива — как протокольную съёмку. На вопрос, появится ли видео в передаче «Экспертиза» (как это было в случае с «закрытым» для журналистов заседанием по вопросу органа), Юрий Сидоренко уверенно ответил: «Нет».
После встречи с гостями из Киева мэр Харькова Геннадий Кернес не стал общаться с журналистами, которые дежурили под дверью Малого зала. Городской голова спешил на встречу с послом США в Украине. На вопросы отвечала заместитель мэра Марина Стаматина.
Она утверждает, что городской голова, выступая на встрече, ещё раз заявил, что городские власти не имеют отношения к невыходу в эфир «АТН», «А/ТВК» и «Форы». Он документально доказал, что причина отсутствия телекомпаний в эфире — это «спор хозяйствующих субъектов». Кернес повторил это и сегодня, после сессии Харьковского горсовета.
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Я готов предоставить документы, те документы, которые я вчера предлагал нашим гостям, они, по предложению Татьяны Грузинской (пресс-секретарь мэра — ред.) , не взяли, я специально подготовил один пакет этих документов. Что это за документы? Документы, свидетельствующие о споре судебном между собственниками телеканала „А/ТВК“, телеканала „Фора“, на которых выходит „АТН“ новости».
«МедиаПорт» уже запросил эти документы. В горсовете пообещали их предоставить.
После заседания в Малом зале делегация из Киева организовала круглый стол.
Туда пригласили всех желающих. Организаторы встречи надеялись, что на круглый стол придут и представители мэрии.
Геннадий Кернес заявляет: его не звали.
Президент компании-провайдера Роман Сальников и руководитель ООО «Украинские цифровые коммуникации» Максим Цзян на встречу с журналистами пришли. В очередной раз они заявили о «бесхозяйственности субъектов», которые лишились эфира.
На обсуждении «харьковского» вопроса киевские журналисты отметили, что только начали разбираться в ситуации. Чтобы дать оценку происходящему, предстоит обратиться во все инстанции, причастные к проблеме.
Андрей Куликов, журналист, ICTV: «Если из эфира пропадают телеканалы, это значит, что украинское телевидение в целом лишается части того потенциала, который у нас есть. Мы встречались с людьми, которые работают на телеканале, который исчез из эфира, с людьми, которых обвиняют в причастности к тому, что беднеет харьковский телеэфир, и теперь встречаемся с вами. Не только для того, чтобы выразить свою позицию, своё видение, но и для того, чтобы услышать что-то, что мы ещё не успели услышать и узнать».
Наталья Соколенко, журналист, «СТБ», «Стоп цензуре»: «Закрытие телеканалов — это чрезвычайная ситуация. Мы приехали разобраться в том, что, собственно, случилось. Однозначно, на мой взгляд, это большой минус — исчезновение трёх вещателей, тем более, вещателей, которые имеют свою позицию. Мы сегодня выслушали (очень благодарны, кстати, Харьковскому городскому голове, что он с нами встретился) его позицию. Не могу от себя сказать, что ответы его были точные и полные, именно на те вопросы, которые мы задавали, но эта встреча уже является прогрессом. От себя могу сказать, что после встречи мы продолжим обязательно следить за этой историей, мы отошлём необходимые запросы во все инстанции, которые тем или иным способом отвечают или причастны к этой ситуации. Мы это так не оставим. Насколько хватит наших сил и наших способностей».
Игорь Розкладай, эксперт медиа-права: «Хочу сказать, что, по моему, субъективному пока мнению, история с выключением харьковских телеканалов является частью намного большей игры, которая происходит сейчас. Вы знаете, что прошёл конкурс, в котором эти телеканалы, в том числе, проиграли […] Это значит, что рынок телевизионный Украины будет кардинально изменён. Мы имеем новых игроков, которые неизвестны никому, так называемых катигорошек. Как раз сейчас мои коллеги-журналисты занимаются расследованием, что это за „катигорошки“, почему они получили позиции в региональных мультиплексах».
Евгений Радченко, «Интерньюз»: «Я возьму на себя смелость выразить несколько предположений или подозрений. Подчёркиваю, что это исключительно подозрения, потому что мы не правоохранительные органы и следственных функций у нас нет. Подозрение первое: как-то так произошло, что за короткое время вещания лишаются каналы, которые связаны одной очень существенной вещью, а именно все три вещателя транслируют новости одного производителя. Второе: у всех трёх каналов по тем или другим причинам появляются проблемы с их провайдерами, которые, опять-таки, по разным причинам не могут предоставлять услуги по доставке сигнала от самого телеканала до трансляционного центра. Третий факт: все эти три телеканала разными способами пытаются уладить конфликт без очень широкого резонанса. И после того, как резонанс в прессе, в экспертной среде становится значимым, только после этого ими начали интересоваться не только в профессиональной среде, но и правоохранительные органы и так далее. Факт четвёртый: местная власть очень жёстко отрицает причастность к этому конфликту. Все четыре факта наводят на мысль, что это может быть большой спланированной централизованной игрой, которая направлена как на разрешение локальных проблем в переделе влияния и частот на местном уровне, так и может быть технологией на всеукраинском уровне для того, чтобы лишить нелояльных вещателей любой возможности выходить в эфир».
По мнению Евгения Радченко, невыход в эфир телекомпаний не может не влиять на имидж Украины.
Представитель Евросоюза Дэвид Стулик, приехавший на встречу вместе с киевскими журналистами, пообещал составить свой отчёт о ситуации с телеканалами в Харькове.