Web Analytics
Мелочи жизни | MediaPort

Теротделение Антимонопольного комитета Украины, грозя штрафом в десять процентов от годовой выручки метрополитена, уже полгода добивается, чтобы пассажиры харьковской подземки смогли разменивать деньги в метро. В этом году в схватку с метрополитеном харьковский АМК уже вступал: в марте рекомендовал транспортникам не повышать тариф. Битва закончилась поражением антимонопольщиков. Через месяц комитет согласовал новую цену проезда, выросшую до трёх гривень. 

На киосках возле входа в вестибюль станции метро «Университет» висят таблички с похожим текстом: «Размена нет». Неуступчивость продавцов понятна: если раздать всю мелочь, нечем будет дать сдачу.

Пассажиров предупреждения не останавливают, говорит реализатор одного из киосков. Люди всё равно обращаются с просьбами разменять крупную купюру или же действуют хитростью.

«Дают 100 гривень и просят кофе на рубль. И так постоянно. Работники метрополитена должны дать возможность деньги разменивать. Это ж центральная станция», — возмущается продавец.

С конца 2009 года оплату в метро принимают только автоматы. Харьковский метрополитен по-прежнему единственный в Украине, где нет кассиров. Первое время обменять деньги пассажиры могли у дежурных по станции. 

«Мы поставили в каждом вестибюле человека, дали ему по 2 тысячи гривень для размена и столкнулись с другой проблемой: люди-киоскеры приходят и меняют 500-гривневую, 200-гривневую купюру, 100-гривневую купюру для выдачи сдачи для своих нужд. Но мы людей, которые не имеют мелких денег, обеспечиваем разменом», — рассказывал в феврале 2010 года Сергей Мусеев, на тот момент генеральный директор КП «Харьковский метрополитен». 

Теперь на просьбу поменять деньги дежурные по станции отвечают так же, как реализаторы в киосках. Причём весной прошлого года руководство «подземки» ещё раз усложнило жизнь пассажирам, которые забывают приготовить мелочь. 

Жетоны до сих пор принимают в днепропетровском...
Жетоны до сих пор принимают в днепропетровском...

...и киевском метрополитенах
...и киевском метрополитенах

Метрополитен убрал автоматы по продаже жетонов. До «реформы» жетонов можно было накупить впрок. К тому же жетонные автоматы принимали купюры номиналом в 1, 2, 5, 10 гривень. Нынешние устройства, которые выдают бумажные билеты, «берут» купюры только по 1, 2 и 5 гривень. И распечатывают один талон, который действует только в течение суток. 

Сейчас у пассажиров харьковской подземки есть только один способ избежать очередей: купить бесконтактную электронную карточку. Пополнять её можно любыми купюрами на сумму до 500 гривень. В этом году обладатели бесконтактных карточек получили бонус. Те, кто успел пополнить «проездной» до вступления в силу нового тарифа (3 гривни), могли ездить по старому (2 гривни), пока не закончатся деньги на счету.

В мае 2013 года (через почти четыре года после того, как пассажиры потеряли возможность рассчитываться за билет или жетон крупной купюрой) на проблему обратило внимание Харьковское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМК). Руководство теротделения направило метрополитену рекомендации: дать возможность пассажирам разменивать купюры крупнее пяти гривень.

Антимонопольщики указали метрополитену и на другой факт: после предыдущего подорожания в метрополитене (с полутора до двух гривень в 2011 году) на карточках у пассажиров остались нереализованные 50 копеек. Пополнить карточку на 50 копеек через автомат и «прокатать» остаток нельзя до сих пор.  

«Неосуществление коммунальным предприятием «Харьковский метрополитен» мероприятий по обмену купюр номиналом больше 5 гривень и обеспечения возможности относительно пополнения на 50 копеек бесконтактных электронных карточек или их снятия на всех станциях метрополитена может привести к ущемлению интересов потребителей», — в ответ на запрос «МедиаПорта» объяснил председатель теротделения АМКУ Анатолий Косолапов.

В теротделении комитета пригрозили открыть дело против подземки. Если бы расследование началось, то за злоупотребление монопольным положением руководство метрополитена могло получить штраф — до десяти процентов выручки за прошлый год. Но, несмотря на то что обменять деньги по-прежнему нельзя, Антимонопольный комитет дело против метро так и не открыл.

Разжалобить антимонопольщиков удалось генеральному директору метрополитена Михаилу Карамшуку — он написал Анатолию Косолапову письмо. Ответ Карамшука контролирующему органу был на удивление содержательным: на информационные запросы журналистов метрополитен отвечает гораздо более сжато, отмахиваясь коммерческой тайной.

Копию письма Михаила Карамшука Анатолий Косолапов прислал в редакцию «МедиаПорта». Трёхстраничный документ заслуживает подробного цитирования.

Письмо генерального директора КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшука, страница 1. 

Письмо генерального директора КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшука, страница 2.

Письмо генерального директора КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшука, страница 3.

Прежде всего, Карамшук объясняет, почему не может разменивать деньги.

«КП «Харьковский метрополитен» в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» не наделено функциями финансового посредника, который в соответствии с лицензионными условиями проводит банковские операции по обмену, размену и т.д. Именно поэтому метрополитен как предприятие, основная цель которого — предоставление транспортных услуг, не имеет возможности проводить денежные операции по обмену банкнот, то есть предоставлять финансовые услуги», — говорится в письме гендиректора метрополитена.

Ссылаясь на статистику, Михаил Карамшук продолжает: население чаще всего использует купюры номиналом в 1, 2 и 5 гривень, которые автоматы как раз принимают. И напоминает, что сдачу устройства выдают монетами — по гривне или по 50 копеек.

«Например, если вносить в автоматическую кассу купюру номиналом 100 гривень, то для выдачи сдачи необходимо 194 монеты номиналом 50 копеек, время выдачи увеличится, а работа автоматической кассы остановится через 20 минут (то есть закончатся все монеты — Г.П.). Это создаст очереди в кассы, в десятки раз увеличит потребность в 50-копеечной монете. Таким образом, приём банкнот большого номинала сделает невозможным предоставление качественной услуги по перевозке пассажиров, увеличит время обслуживания пассажиров», — пишет Михаил Карамшук.

Пополнять автоматы в любое время и любым количеством монет нельзя, жалуется Карамшук: Национальный банк Украины выдаёт метрополитену строго определённую норму 50-копеечных монет. И метрополитен, и городской Департамент транспорта просили у Нацбанка больше железных денег, но НБУ отказал.

«Единственная возможность для обеспечения приёма оплаты и предоставления сдачи за проезд купюрами любого номинала — это дополнительное введение ещё 29 пунктов работы с карточками, которые бы работали в ручном режиме (по одному пункту в каждой станции метрополитена), что приведёт к дополнительным расходам около двух миллионов гривень в месяц. Эти затраты не учтены в действующем тарифе 3 гривни и неминуемо приведут к подорожанию услуг и необходимости утверждения нового тарифа», — заявил генеральный директор метрополитена.

Не забыл упомянуть Михаил Карамшук и об убытках. В письме говорится:

«В условиях убыточной работы метрополитена все доходы от пассажирских перевозок в первую очередь направляются на обеспечение безопасности перевозок, ремонт подвижного состава, ремонт зданий и других технических объектов».

Сетовать на убытки Карамшук не прекратил и после того, как в мае исполком поднял тариф на услуги метро сразу на 50 процентов. Убыточность — главный аргумент, который руководство метро уже много лет использует для ответа на любой вопрос, при этом отчитываться о расходах подземка не считает нужным. А они бывают весьма и весьма спорными, как, например, сотрудничество с частными подрядчиками (см. материал «МедиаПорта» «Схема метро. Версия для своих»).

В конце октября руководитель теротделения АМК Анатолий Косолапов сообщил, что проблема с разменом денег в метро всё-таки решится. Руководство «подземки» до конца года установит обменные аппараты. Как метрополитен собирается «предоставлять финансовые услуги», если не имеет полномочий (и на каком основании разменивал деньги пассажирам в 2010 году), «МедиаПорт» попытается выяснить, подготовив новый информационный запрос к Михаилу Карамшуку. 

И последнее. В письме Анатолию Косолапову Михаил Карамшук рассказывает о пунктах обслуживания, которые работают на станциях «Исторический музей» и «Метростроителей им. Г.И. Ващенко». 

«Что касается пополнения электронных карточек на 50 копеек или их снятия, то в данное время оно проводится на станциях «Исторический музей» и «Метростроителей им. Г.И. Ващенко», — уверяет директор метрополитена. 

Основная задача пунктов обслуживания, которые упоминает Карамшук, разбираться с повреждёнными электронными картами. Но, как выяснил опытным путём «МедиаПорт», сейчас здесь действительно можно округлить сумму на карточке — то есть добавить или снять со счёта 50 копеек.