Без «Та-дам!». Вялотекущие 70-е
Если 60-е на каждый чих отзывались революцией, то следующее десятилетие в моде и околомодном шоу-бизнесе обошлось почти без резких движений. Однако именно в 70-х выросли, расцвели и начали активно плодоносить, добравшись до широких масс, идеи и преобразования, пунктирно намеченные шестидесятниками. Достигли апогея сексуальное раскрепощение и борьба за права женщин. Поколение 70-х сбрасывало последние граммы жира в спортзалах и танцуя под disco на субботних дискотеках. Это десятилетие опровергло утилитарность спортивной одежды и добавило к канонам женской красоты подтянутость и ещё большую худобу. Как и в предыдущих публикациях, наш check-point победительницы конкурса «Мисс Вселенная».
Современные учёные, обработав огромный массив статистических данных, обнаружили, что пик рождаемости девочек с узкими бёдрами и хрупкими фигурами пришёлся именно на 70-е. Уважаемые антропологи, принимайте подачу от социологов. Трансформации, для которых, с точки зрения первых, требуется огромный период времени, свершились всего за два десятилетия с хвостиком, если, конечно верить вторым.
Коронованные «Мисс Вселенная» 70-х — наглядный пример свойственных десятилетию тенденций в понимании стандартов женской красоты. Но не только. Да, самые красивые девушки Вселенной всегда отличались некоторым — иногда весьма отдалённым, а иногда и вполне очевидным — сходством с «иконой стиля», соответствующей году их победы на конкурсе. Но в этом десятилетии жюри «Мисс Вселенной» короновало практически двойников.
«Мисс Вселенная» нового десятилетия
В отличие от революционного 1960-го, конкурс «Мисс Вселенная 1970» оправдал заявленные «небывалые масштабы», — на конкурсе отметились 64 девушки, которые говорили на 40 языках. Впервые среди претенденток на корону появилась девушка из Чехословакии. Кристина Ханзалова — «Мисс Чехословакия 1969» — привлекла повышенное внимание как красавица из-за «железного занавеса», к тому же в биографии Кристины значились съёмки в фильме с многообещающим названием «Nahota» (1969 год). У неё там действительно была обнажённая сцена, хотя сам фильм совершенно не «про это» (кстати, снял эту ленту режиссёр-сценарист с приличной фильмографией — Вацлав Матейка; рекомендую и фильм, и режиссёра — знание чешского не требуется). Пресса обыграла оба амплуа конкурсантки, которая попала в финал: её называли «самой красивой коммунистической делегаткой», а одна из статей о девушке была озаглавлена — «Chesty Czech» (дословно «Грудастая Чехия»).
Корону первого в десятилетии конкурса «Мисс Вселенная» получила пуэрториканка Марисоль Маларет, невероятно похожая на топ-модель Лорен Хаттон. В 70-х кинематограф больше не главный в «моде на тело», новый ориентир — модельный бизнес. Вышеупомянутая Лорен Хаттон в 1970-м году олицетворяла «красоту по-американски», «Мисс Вселенная 1970» Марисоль Маларет, в свою очередь, олицетворяла Хаттон.
В 1971 году одна из претенденток на корону — Джоржина Ризк из Ливана — сразила судей своими откровенными нарядами: на номинацию она вышла в шортах и топе, слегка прикрывающем грудь. Левантийка была первой участницей «Мисс Вселенная», которая продемонстрировала уличную моду на конкурсе. Еще Джоржина была невероятно похожа на Джерри Холл — красивую, богатую и очень умную супермодель.
Свой 21-й день рождения «Мисс Вселенная» отметила тем, что впервые в истории покинула континентальную часть США. Конкурс проходил в Пуэрто-Рико. Дебютировал Ирак. Представительница этой страны, Вийдан Бурам Эль-Дин Сулейман (Wijdan Burham El-Din Suleyman), до сегодня — единственная женщина из Ирака, которая когда-либо участвовала в шествии «Мисс Вселенная».
Конкурс в 1972 году был невероятно нервным — его сопровождали протесты местных жителей, была организована информационная блокада: во время трансляции видеозаписи конкурса по ТВ, в самый кульминационный момент, внезапно пропал эфир, плюс — теракт в ночь коронации: в отеле, где выбирали «Мисс», взорвалась бомба. Самой красивой девушкой Вселенной судьи назвали Керри Энн Уэллс из Австралии. Прототип красотки — американская фотомодель и актриса Барбара Паркинс. В начале 70-х в редких случаях мини-сериал или мыльная опера обходились без её участия.
Не выключило ксерокс жюри «Мисс Вселенная» и в 1973 году. Победительница конкурса Маргарита Моран с Филиппин — «родная сестра» супермодели японского происхождения Мари Хелвин. В начале 70-х Мари — на обложках всех журналов, а её снимки ню, сделанные легендой британской фотографии Дэвидом Бейли, не оставляли равнодушными даже самых пуританистых американцев.
Следующий год, следующий двойник: «Мисс Вселенная 1974» — испанская фотомодель и актриса Ампаро Муньос и американская супермодель Мариса Беренсон. К слову, Беренсон была внучкой блестящего дизайнера и реформатора моды Эльзы Скиапарелли. Той самой, которая сделала модным цвет «фуксия» — шокирующий розовый стал фирменной маркой Эльзы.
В 1975 году конкурс «Мисс Вселенная» впервые транслировался в прямом эфире из Сан-Сальвадора, но, несмотря на такой технический прорыв, атмосфера для проведения карнавального шествия была не самая благоприятная. Во время конкурса на улицы вышли студенты, недовольные решением правительства страны потратить на его проведение миллион долларов. В кадре — красавицы со всего мира на залитых солнцем пляжах Сальвадора, за кадром — вооружённые до зубов войска, стычки, погибшие и раненые.
Вряд ли тогда кто-то заметил, что новокоронованная Анна Мария Похтамо похожа на американскую фотомодель Патти Хансен.
Серебряный юбилей конкурса проходил в Гонконге с размахом — его спонсировала местная бизнес-элита. Впервые в истории «Мисс Вселенная» за корону боролись 72 девушки со всего мира, и впервые билет в зрительный зал стоил $1000 (сейчас это эквивалент $3800). Тем не менее нашлось аж 600 желающих понаблюдать за шествием красавиц. Широкий круг спонсоров добавил в копилку «Мисс Вселенной» новый жанр скандала: сын одного из местных магнатов настойчиво приглашал в гости «Мисс Самоа» и «Мисс Филиппины». Претендентки немедленно сообщили о домогательствах журналистам, и в дальнейшем спонсоры вели себя прилично. Более того, — конкурс «Мисс Вселенная 1976» считается самым честным за всё десятилетие. Победительницей стала израильтянка Рина Мессингер, несмотря на неоднозначное отношение многих стран к государству, которое она представляла, и потенциальную опасность реакции экстремистских организаций.
Но куда, скажите, было деваться судьям, если Рина Мессингер — это один в один американская модель и актриса Фара Фоссет (по метрике Фирра)!
В 1977 году, впервые за 25 лет существования конкурса «Мисс Вселенная», обладательницей короны стала темнокожая участница — Джанелль Коммиссионг из Тринидат и Тобаго отвоевала два очка у очередного двойника Фарры Фоссет, «Мисс Австралии», Евы Дюренгер. Всего несколько лет назад представить себе такую победительницу не мог никто.
Получить звание «Мисс Вселенная» Джанелль помогло не только сходство с Дайаной Росс (хотя это тоже было важным аргументом), но и зародившееся в 70-х движение Black is Beautiful — в модельном мире впервые появились чернокожие манекенщицы. Одной из первых чёрных граций была Иман, супруга Дэвида Боуи, американская модель из Сомали.
Победу в конкурсе 1978 года в Мексике одержала Маргарет Гардинер из Южной Африки — и, надо сказать, не без препятствий. У Маргарет «не задалось» с самого начала: конкурсантку не пускали в страну из-за того, что официальная Мексика не признавала белого правительства Южной Африки, и девушке пришлось ждать специального разрешения. После — все средства массовой информации рядом с её именем не ленились упомянуть, что она представительница «южноафриканского режима апартеида». В итоге в финал Маргарет попала с наименьшим количеством балов, но всё же выиграла конкурс. Возмущённых её победой тогда хватало, — на фоне коронованной в 77-м темнокожей Джанелль Коммиссионг «коронация» представительницы «белой Африки» выглядела так, как будто на конкурсе победил апартеид.
Из сегодня нам видно только то, что Маргарет — близнец популярной американской модели и актрисы Дженис Дикинсон.
Театрализованное шествие «Мисс Вселенная» в 1979 году собрало уже 8 тысяч зрителей. И аншлаг тут же был использован феминистками для пикета. Они выкривали провокационные лозунги, выражая недовольство самой идеей конкурса: «Eyeball rapists…Why can’t a woman truck driver be elected Miss Universe?» («Извращенцы… Почему женщина, которая водит грузовик, не может стать «Мисс Вселенная»?» — англ.).
Высшую награду в последнем конкурсе десятилетя получила Марица Сайалеро из Венесуэлы. Причём сначала корону, а после коронации — шквал благодарностей в прессе за спасение жизни одной из финалисток. Во время церемонии награждения рухнула часть сцены — и в провал глубиной почти два метра упали восемь участниц и фотограф. В последний момент «Мисс Вселенная 1979» смогла удержать от падения «Мисс Колумбию», схватив её за руку.
Итак, в 70-е позиция эталона красоты почти полностью оккупирована моделями. Это, в первую очередь, стандарты 90-60-90, с уже намечающимся отклонениями в сторону анорексичности. При этом к лицу модели предъявлялись прямо противоположные требования. Топ-модели десятилетия не отличались канонической красотой, но каждая из них демонстрировала яркую индивидуальнось (даже если это было лёгкое косоглазие, как у Лорен Хаттон) и сверхсексуальность.
Макияж в начале 70-х был ярким, цвета — кричащими; вседозволенность на грани безвкусицы. Вокруг глаз рисовали самую что ни на есть радугу: ресницы красили красным, а брови подводили зелёным. Параллельно фотограф Сара Мун, специально для показа марки BIBA, вызвала дух 20-х годов: бледное лицо, кукольные губы и «smoky eyes».
Контртечение олицетворяла блистательная Вивьен Вествуд. Школьная учительница в 70-х перевоплотилась в «королеву скандала», — так Вествуд окрестили в Лондоне. Она создала моду из анти-моды, трансформировав панк-движение. Стиль озлобленной молодёжи, ненавидящей своих сверстников за скулёж, излишний лоск и подражание модным обложкам, превратился в ключевую тенденцию для дизайнерских образов Вествуд. Именно благодаря ей с панком стали считаться даже самые высоколобые модные дома.
Модный панк 70-х в макияже — это пурпурный лак для ногтей, помада красного дерева и чёрно-серебристые «румяна».
В середине 70-х визажисты освоили новые приёмы: на бледном лице выделялись яркие пятна румян, которые наносили наискосок под скулами, глаза удлиняли с помощью ярких цветов — использовали синий, фиолетовый, оранжевый и розовый с металлическим отливом. Нижнее веко по внутреннему краю подводили чёрным или цветным карандашом, брови оставались тонкими; губы — цвета фуксии или очень красные с отчётливым блеском.
«The best taste is bad taste»
Моду 70-х прошлого столетия окрестили «десятилетием дурного вкуса». Если сравнивать с 60-ми — да: полное отсутствие правил и свобода выбора, умноженная на необузданный полёт фантазии. Дизайнеры смешивали, трансформировали, отбрасывали и снова возвращали к жизни «ретро-кич», «панк» и «диско-блеск» (последний сложился под влиянием культового фильма «Лихорадка субботнего вечера»). «Писком» считались искажённые пропорции, невозможные сочетания красок, материалов и стилей. Предпочтение отдавалось обуви на платформе — высота подошвы достигала шести сантиметров, а каблуков — 15-ти. Микс из одежды прежних десятилетий включал короткие шорты, и рубашки из полиэстера, и платья для коктейля 50-х, и боди из лайкры, и брюки клёш, и бабушкины платья в цветочек. Добавьте ещё намерение максимально обнажить тело (платья теперь с разрезом до трусиков) — и получите многоэтажный и многослойный «напоказ» 70-х.
Иконы стиля десятилетия: Катрин Денев, Мирей Дарк, Донна Саммер, Иман, Джерри Холл, Лорен Хаттон, Лайза Миннелли, Лив Ульман, Миу Миу, Джейн Биркин, Джиа, Сильвия Кристель (Эммануэль) и др.
Наслаждайтесь последним стильным десятилетием прошлого века. Это я уже как ваш современник советую. Потому что дальше будут 80-е, и по сравнению с ними «дурной вкус» 70-х — просто образчик сдержанности. Конечно, у каждой эпохи своё лицо — и исследователь теоретически должен соблюдать политкорректность, даже если это лицо в прямом смысле слова испачкано макияжем, а бесформенная и безвкусная одежда шокирует до тошноты. Не обещаю, но постараюсь держать себя в руках.
До встречи в 80-х!